Арбитражная практика

О признании бездействия незаконным. Решение от 31 октября 2011 года № 2-363/2011. Чувашская Республика.

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,

с участием помощника прокурора Кудряшова А.Н.,

при секретаре судебного заседания Орловой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ибресинского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Ягодинской ФИО10 к администрации <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и предоставлении благоустроенного жилого помещения,

Установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Ягодинской З.П. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и предоставлении благоустроенного жилого помещения указывая, что проверкой установлено, что Ягодинская З.П. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <данные изъяты> сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ для Ягодинской З.П. как члену семьи погибшего участника боевых действий, из бюджета Чувашской Республики администрацией Ибресинского района выделены денежные средства в размере 222 тысяч 300 рублей, которые в последствии перечислены в администрацию Буинского сельского поселения. Использовав указанные денежные средства, администрацией <данные изъяты> сельского поселения приобретено жилое помещение - <адрес>, находящаяся по адресу: <адрес> Чувашской Республики. Право собственности на указанное имущество зарегистрировано на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Жилое помещение по договору социального найма либо на основании какого-либо права Ягодинской не передано. Кроме того, в ходе проверки установлено, что жилое помещение непригодно для проживания.

В обоснование своих требований прокурор Ибресинского района ссылается на положения Конституции РФ (ст.40 ч.1), согласно которым каждый имеет право на жилье и вытекающих их положений Конституции законов (ст.49, 57 ЖК РФ) по которым органы государственной власти обязаны предоставлять малоимущим жилье.

В судебном заседании помощник прокурора Кудряшов А.Н. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Истец Ягодинская З.П. на судебное заседание не явилась и с учетом мнения участников судебного процесса суд рассматривает исковые требования прокурора без ее участия.

Представитель ответчика - глава <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО4 исковые требования не признал указывая, что на этой должности он работает в течении года. В 2006 г. при прежней главе поселения ФИО5 были выделено 222 300 руб. на приобретение жилья Ягодинской З.П. В договоре о приобретении квартиры по <адрес> администрацией поселения были приняты обязательства о проведении капитального ремонта всего дома, но этого сделано не было, деньги израсходованы. Претензии прокуратуры должны быть обращены к прежней главе администрации, а не к нему. То, что в нынешнем виде предоставленное жилье не пригодно для проживания - нет стекол на окнах, разобраны полы - он не оспаривает, но средств для проведения капитального ремонта администрация поселения не имеет.

Выслушав стороны, допросив свидетелей и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимися в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или закона субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) Федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда признанным нуждающимся в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категория граждан. При этом гражданам, указанным в ч. 3 статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Часть 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ содержит положение, что граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, в том числе в случае, когда дом разрушен (уничтожен) в результате стихийного бедствия обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. В соответствии с пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Часть 2 ст. 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» указывает, что к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 17 указанного Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления поселений и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона, и делегированными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи 11 Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашии отдельными государственными полномочиями.

Жилищный кодекс РФ (п.3 ст.2 и п.5 ст.14) предусматривает, что органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилье помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда



В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального Закона «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года (в редакции Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ меры социальной поддержки заключаются и за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Свидетель ФИО5 показала, что в период ее работы главой <данные изъяты> сельского поселения Ягодинской З.П. как матери погибшего солдата в Чеченской Республике были выделена сумма 222 300 рублей для приобретения жилого помещения. Указанная сумма сразу перечислялась продавцу. Приобрели <адрес> - это 2х этажный 4х квартирный жилой дом. Квартиру оценили в 150 000 рублей, остальные 72 тыс. руб. использовали для газификации дома. Все было приобретено, осталось делать вытяжку, на которую не хватило денег. Ягодинская с сыном обязались сделать, но ничего не было сделано. В итоге они туда не заселились и жилье приобрело непригодный вид. Вопрос об оформлении квартиры на Ягодинскую тогда не был решен, жилье осталось в собственности администрации.

Свидетель ФИО6, супруга сына ФИО1, показала, что при выделении квартиры свекрови ее супруг сам Решил заменить полы. Разобрали их, а потом передумали, так как квартира принадлежала администрации поселка, а не им. В этой квартире жить невозможно, в настоящее время нет стекол на окнах. Ягодинская З.П. проживает у своей матери в доме, также непригодном для проживания. Матери Ягодинской предоставлено уже благоустроенное жилье, как вдове участника Великой Отечественной войны, но ей самой также необходимо предоставить другое, пригодное для проживания жилье.

Как видно из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ МО «<данные изъяты> сельское поселение <адрес> Чувашской Республики» в лице главы администрации поселения ФИО7 от ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была приобретена трехкомнатная квартира общей площадью № кв.м., расположенная на двух этажах многоквартирного кирпичного жилого дома по <адрес>. Квартира оценена в 222300 руб., которые оплачиваются из бюджета администрации Буинского поселения. Глава администрации удовлетворена качественным состоянием жилой квартиры, установленным путем осмотра. В п.13 договора указано, что администрация за свой счет осуществляет эксплуатацию и ремонт целой квартиры с соблюдением существующих правил и норм, а также участвуют соразмерно с занимаемой ими площадью в расходах, связанных с технически обслуживанием и ремонтом, в том числе капитальным, всего дома.

Из свидетельства о государственной регистрации серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <адрес> Чувашии принадлежит на основании указанного договора купли-продажи Муниципальному образованию <данные изъяты> сельское поселение Ибресинского района.

Согласно паспорту серии № Ягодинская З.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в <адрес> Чувашии.

Судом исследованы заявка администрации <адрес> от 2006 года на финансирование из Республиканского фонда компенсаций в бюджет <адрес> средств на социальную поддержку по обеспечению жильем Ягодинской З.П., платежные поручения от августа- октября 2006 г. о перечислении запрашиваемых сумм из фонда компенсации на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан согласно ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов»

Суд исходит из установленных обстоятельств дела согласно которым Ягодинская З.П., с 2000 г. состоящая на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как член семьи погибшего ветерана боевых действий, имела права согласно действующему законодательству на предоставление или получение пособия на приобретение благоустроенного жилья. Меры социальной поддержки в отношении Ягодинской З,П. были осуществлены путем перечисления соответствующих денежных сумм в бюджет Ибресинского района из Республиканского фонда компенсации и далее на указанную сумму администрацией <данные изъяты> сельского поселения для Ягодинской З.П. была приобретена жилая квартира, которая зарегистрирована по праву собственности за муниципальным образованием. Заселение истца в квартиру не произошло со ссылкой на необходимость проведения ремонтных работ по замене деревянных полов. Администрация сельского поселения при составлении договора купли-продажи обязалась проводить за свой счет ремонт квартиры, в том числе и капитальный.

Указанное обязательство, вытекающее из положения договора купли-продажи, администрацией Буинского поселения не было исполнено. Необходимый ремонт не произведен администрацией <данные изъяты> сельского поселения и в настоящее время, приобретенное жилище для Ягодинской З.П. в настоящее время для проживания не пригодно.

Утверждения действующего главы <данные изъяты> сельского поселения о том, что указанные обязательства должна была осуществить прежняя глава администрации поселения, суд находит неосновательными. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, обязанность администрации поселения согласно п.13 договора, осуществлять за свой счет эксплуатацию и ремонт квартиры сохраняется.

Так как фактически Ягодинская З.П., как лицо, состоящее на учете по улучшению жилищных условий не имеет в настоящее время благоустроенного жилья, требования прокурора о предоставлении ей указываемых жилищных условий суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд также находит несостоятельными утверждения главы <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района о несогласии с исковыми требованиям в связи с отсутствием средств на производство работ по ремонту имеющейся жилой площади, приобретенной для Ягодинской З.П.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Решил:

Бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики по не предоставлению благоустроенного жилого помещения признать незаконным и обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики предоставить Ягодинской ФИО12, зарегистрированной в <адрес> Чувашской Республики благоустроенное жилое помещение.



Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня составления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное Решение составлено 01 ноября 2011 года