Арбитражная практика

Об обязании зарегистрировать по месту фактического проживания. Решение от 14 октября 2011 года № 2-3382-2011. Чувашская Республика.

Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Башкировой И.Н., при секретаре Головиной В.Н., при участии представителя истца Шамакова Н.В. - Шамитова О.В., представителя отдела УФМС России по Чувашской Республике в Калининском районе г. Чебоксары А.Г. Анохина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шамакова Н.В. к Управлению Федеральной Миграционной службы России по Чувашской Республике в лице территориального отдела по <адрес> району г. Чебоксары об обязании зарегистрировать по месту фактического проживания,

Установил:

Шамаков Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной Миграционной службы Чувашской Республики об обязании зарегистрировать по месту проживания и выдать домовую книгу.

Требования Шамакова Н.В. мотивированы тем, что в <данные изъяты> году истец приобрел у ФИО4 ветхий дом по адресу: <адрес> Договор купли-продажи был утерян. Истцом в <данные изъяты> году возведен кирпичный дом, проведена канализация, водопровод и электричество, и ин постоянно проживает в нем по настоящее время. Иного жилья не имеет. Управление Федеральной Миграционной службы Чувашской Республики отказывает им регистрации, указывая, что регистрация в самовольно возведенном строении Законом не предусмотрена.

В судебном заседании представитель истца Шамитов О.В. поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям и пояснил, что отсутствие регистрации по месту проживания ущемляет права истца, которые непосредственно связаны с наличием регистрации, поскольку плановая первичная медико-санитарная помощь оказывается населению, прикрепленному к медицинскому учреждению муниципальной системы здравоохранения по месту жительства, соответственно, при обращении за медицинской помощью требуется документ, подтверждающий место жительства гражданина; значительная часть кредитов предоставляется по месту регистрации заемщиков и при обязательном наличии регистрации по месту жительства; Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина при наличии регистрации по месту жительства; для обеспечения гарантии бесплатного начального и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях необходима регистрация по месту жительства; сдать квалификационные экзамены, получить водительское удостоверение или осуществить другие действия и формальности в РЭО ГИБДД без наличия регистрации по месту жительства практически невозможно; без регистрации по месту жительства невозможно встать на воинский учет в связи с чем, автоматически становишься правонарушителем по соответствующей статье КоАП РФ, и вполне возможно привлечение за уклонение от воинской службы на основании уголовного Закона.

Представитель Управления Федеральной Миграционной службы Чувашской Республики Анохин А.Г. в судебном заседании иск не признал и, возражая пояснил, что в соответствии с требованиями ст.6 Закона РФ от 18.07.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закона РФ от 18.07.1993г. № 5242-1) «гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностном улицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляется документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия».

В соответствии с требованиями пункта 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 20 сентября 2007г. №208 «для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), Решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов».

По смыслу указанных нормативных правовых актов, представление

гражданином соответствующих документов в полном объеме порождает у

регистрационного органа обязанность зарегистрировать гражданина по месту жительства.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 18.07.1993г. №5242-1 «место

жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных снованиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

В соответствии со ст.15 Жилищного Кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47. Согласно ст.18 Жилищного Кодекса РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации.

В соответствии со ст.222 Гражданского Кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно п.59 Административного регламента, утвержденного приказом

России от 20.09.2007г. №208, при регистрации граждан в жилые помещения частного жилищного фонда, принадлежащие физическим или юридическим лицам на праве собственности, допускается оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг. При выдаче по письменному заявлению собственнику жилого помещения домовой (поквартирной) книги она пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется бумажным оттиском печати органа регистрационного учета.

Таким образом, на основании представленных документов и в соответствии с требованиями действующего законодательства регистрация Шамакова Н.В. по вышеуказанному адресу не была произведена.

Представитель третьего лица - администрации г.Чебоксары Матвеева М.Д. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, указав, что администрации г. <адрес> не имеет заинтересованности в исходе данного гражданского дела и оставляет Решение на усмотрение суда.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании из пояснений представителя истца и представленных им письменных доказательств установлено, что с <данные изъяты> года Шамаков Н.В. проживает в самовольно возведенном строении по адресу: <адрес> До ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: <адрес> у бывшей супруги, брак с которой расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

Управление Федеральной Миграционной службы Чувашской Республики на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ за № Шамакову Н.В. в регистрации, указывая, что регистрация в самовольно возведенном строении Законом не предусмотрена.

Законодательство Российской Федерации не связывает реализацию гражданином права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ с наличием у него регистрации по месту жительства.

Согласно ч.2 ст.3 Закона РФ от 25.06.93 N5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон РФ от 25.06.93 N5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Опровергая доводы представителя истца, суд считает, что отказ в совершении регистрационных действий не ограничивает права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ, поскольку не препятствует проживанию в самовольно возведенных строениях и не создает иных изъятий из их правового статуса.

Таким образом, сам по себе отказ в постановке на регистрационный учет по месту жительства не является нарушением субъективного права гражданина на выбор места жительства, поскольку регистрационный учет, представляющий собой административный акт, носящий уведомительный характер, не порождает прав и не устанавливает обязанности.

Согласно ст.3 Закона от 25.06.93 N 5242-1 граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Данный регистрационный учет введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация по месту жительства является обязанностью гражданина.

В своевременности регистрационного учета граждан РФ заинтересовано прежде всего государство, поскольку это как раз и служит соблюдению условий, решению задач, достижению целей, в связи с которыми введен регистрационный учет граждан.

В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Жилым помещением в силу ст. ст. 15, 17 ЖК РФ, п. 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) признается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, предназначенным и пригодным для постоянного проживания, то есть данное помещение должно быть юридически признано жилым уполномоченным на то органом (межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях) при условии его соответствия градостроительным, строительным, санитарным, техническим и иным требованиям СП, СНиП.

Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 определяет местом жительства жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Тот же Закон устанавливает, что документами, служащими основанием для вселения гражданина в жилое помещение и его регистрации по месту жительства, выступают ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ или его надлежаще заверенная копия.

Отказ должностных лиц, ответственных за регистрацию, зарегистрировать граждан РФ по месту жительства обусловливается тем, что, не будучи принятой в эксплуатацию в закрепленном законом порядке, самовольная постройка (неплановая) по закону не считается жилым помещением, в отношении которого разделом III Правил регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713) введен порядок постановки граждан РФ на регистрационный учет, и до установления законного режима помещения и придания ему правового юридического статуса как жилого оно в соответствии со ст.222 ГК РФ подлежит сносу.

В сферу применения этой процедуры, как следует из вышеприведенных норм права, входит регистрация только в тех жилых помещениях, которые принадлежат гражданам РФ на оговоренных законом основаниях (на праве собственности, по договорам найма (поднайма), социального найма и т.п.), в связи с чем п. 16 Правил предписывает гражданину представить вместе с заявлением установленной формы документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, Решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

Отсутствие документов, подтверждающих законность возведения и придание в установленном законом порядке статуса жилого помещения строению, его неплановый характер не дают оснований для совершения органами регистрационного учета граждан требуемых последними действий, поскольку во внимание должны приниматься исключительно нормы действующего законодательства и принятых на его основе подзаконных актов.

Федеральный законодатель Определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, то есть предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан РФ по месту жительства, КС РФ в Постановлении от 02.02.98 N 4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав. У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено (хотя КС РФ не считает право на свободу выбора места жительства абсолютным, реализация которого может нарушить охраняемые законом права и интересы других лиц).

Следовательно, не исключается возможность постоянного проживания в таких самовольно возведенных домах и допустимость их правовой трансформации в жилые дома в контексте ст. ст. 15 - 17 ЖК РФ, в которых граждане РФ могут быть зарегистрированы по месту жительства практически безусловно, соблюдая только предварительные условия, предопределяющие регистрацию по месту жительства/пребывания, а именно законность вселения в жилое помещение.

Управление миграционной службы признает возможность регистрации только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях, хотя самовольная постройка также может являться жилым домом (ст. 222 ГК РФ).

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14.04.2008 N 7-П, тот факт, что ЖК РФ прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества“.

Из вышесказанного следует, что постоянное проживание в жилых домах, возведенных самовольно, находящихся во владении граждан, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, законом не запрещено, то есть однозначно не исключено.

О пригодности жилого строения для постоянного проживания свидетельствуют пояснения представителя истца; справка, выданная отделом полиции № Управления МВД России <адрес> о том, что ФИО8 проживает <адрес> с <данные изъяты> года по настоящее время, технический паспорт на индивидуальный жилой дом, разРешение на подключение к сетям водоснабжения и канализации, квитанции об оплате за электричество и воду.

Согласно представленному истцом заключению, составленному судебным строительно-техническим экспертом ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ за №, самовольно построенный жилой дом <адрес> пригоден для проживания граждан. В указанном жилом доме предусмотренные СНиП 31-02-2001, раздел <данные изъяты> санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья людей и окружающей среды обеспечены.

Таким образом, суд считает, что требования Шамакова Н.В. об обязании Управления Федеральной Миграционной службы Чувашской Республики зарегистрировать Шамакова Н.В. по месту фактического проживания <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Шамакова Н.В. удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной Миграционной службы Чувашской Республики зарегистрировать Шамакова Н.В. по месту фактического проживания <адрес>

На Решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Чебоксары.

Мотивированное Решение изготовлено (Решение в окончательной форме принято) 19 октября 2011 года

Председательствующий: судья И.Н.Башкирова