Арбитражная практика

О предоставлении благоустроенного жилья. Решение от 17 октября 2005 года № . Чувашская Республика.

Ядринский районный суд Чувашской Республики в составе:

ФИО7 судьи Сливницыной Н.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах ФИО1 к администрации Испуханского сельского поселения Красночетайского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

Установил:

Прокурор Красночетайского района Чувашской Республики в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Испуханского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, указав в обоснование заявленных требований следующее.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Мать ФИО1 - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы Испуханского сельского поселения <адрес> Чувашкой Республики от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включена в список для внеочередного предоставления жилья по социальному найму.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на положения статьи 57 Жилищного кодекса РФ, Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор <адрес> в интересах ФИО1 просит суд возложить на администрацию Испуханского сельского поселения обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

В судебном заседании помощник прокурор <адрес> - ФИО5 свои исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила заявленные требования удовлетворить.

Истица - ФИО1 в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Испуханского сельского поселения <адрес> - ФИО6 заявленные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что не оспаривает право истца на льготное обеспечение жилым помещением. Однако ФИО1 жилого помещения не представлено из-за отсутствия в фонде Испуханского сельского поселения свободного жилья.

Представитель третьего лица Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, заслушав заключение помощника прокурора <адрес>, полагавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Названные конституционные положения нашли свое развитие в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Так, в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан. При этом гражданам, указанным в части 3 данной статьи, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации; жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться им в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма бесплатно, федеральный законодатель относит: граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит положение о том, что указанные граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди. Право на льготное обеспечение жильем по указанным основаниям предусматривалось и Жилищным кодексом РСФСР 1984 года (п.1 ст.37) действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательством находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» определены правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, данные вопросы отражены и в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их полномочий, определенных статьей 14 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма, относятся граждане, определенные федеральным законом, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшие на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации, и осуществляются за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

К одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно статье 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Судом установлено, что распоряжением главы Испуханского сельского поселения <адрес> Чувашкой Республики от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включена в список для внеочередного предоставления жилья по социальному найму.

Согласно свидетельств о смерти - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления Управления федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что закрепленного за истцом жилого помещения не имеется.

Из материалов дела следует, что на момент обращения прокурора в суд ФИО1 не исполнилось 23-х лет, следовательно, он относится к числу граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и имеет право на льготное обеспечение жилым помещением по указанным в иске основаниям. В связи с этим требование истицы о возложении на ответчика обязанности по принудительному исполнению названного закона является обоснованным. Обстоятельств, предусмотренных статьей 53 ЖК РФ, на момент разрешения данного спора судом не установлено.

Вышеизложенные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Положениями пункта 5 статьи 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.

В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию Испуханского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В этой связи обязанность администрации Испуханского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения должна исполняться за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, сформулированы в статье 57 ЖК РФ. Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В положениях пункта 4 статьи 12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Более того, в судебном заседании ответчик признал иск в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление, которое приобщено к материалам дела. Признание иска ответчиком также отражено в протоколе судебного заседания.

Судом принято признание иска ответчиком ввиду правомерности требований истца по изложенным выше мотивам.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается Решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать администрацию Испуханского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики предоставить ФИО1 на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам в шестимесячный срок со дня вынесения решения.

Взыскать с администрации Испуханского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики государственную пошлину в местный бюджет в сумме 200 (двести) рублей.

На Решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ядринский районный суд Чувашской Республики со дня его оглашения.

ФИО7 Н.В. Сливницына