Арбитражная практика

Об обязании произвести расчет и оплату за негативное воздействие на окружающую среду. Решение от 10 января 2002 года № . Чувашская Республика.

Ядринский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего - судьи Сливницыной Н.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора Красночетайского района ЧР ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красночетайского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ к Красночетайскому ММ ПП ЖКХ о возложении обязанности произвести расчет и оплату за негативное воздействие на окружающую среду,

Установил:

Прокурор Красночетайского района Чувашской Республики обратился в суд с вышеуказанным заявлением по тем основаниям, что в ходе проверки требований законодательства, регламентирующего вопросы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что Красночетайское ММ ПП ЖКХ имеет автотранспорт, оказывающий негативно воздействие на окружающую среду, чем нарушает требования ст.16 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10 января 2002 года « Об охране окружающей среды», предусматривающей оплату негативного воздействия на окружающую среду. Согласно справке по расходу топлива Красночетайского ММ ПП ЖКХ за 2-4 кварталы 2010 года израсходовано 6684 литра бензина, 10829 литров дизельного топлива, за 1-2 кварталы 2011 года израсходовано 4040 литров бензина и 4730 литров дизельного топлива. Однако ММ ПП ЖКХ в нарушение требований природоохранного законодательства меры по составлению расчета и осуществлению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2010 года и 1-2 кварталы 2011 года не принято.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 просила удовлетворить заявление по мотивам указанным в нем и уточнил, что просит установить срок оплаты за негативное воздействие на окружающую среду - два месяца со дня вынесения решения.

Представитель ответчика - директор Красночетайского ММ ПП ЖКХ ФИО3 заявление прокурора признал в полном объеме. При этом пояснил, что не знал требования законодательства и поэтому в Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не обращались и плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2010 года и 1-2 кварталы 2011 года не перечисляли.

Суд, выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Для осуществления свей деятельности Красночетайское ММ ПП ЖКХ» использует автотранспорт, согласно справке по расходу топлива Красночетайского ММ ПП ЖКХ за 2-4 кварталы 2010 года израсходовано 6684 литра бензина, 10829 литров дизельного топлива, за 1-2 кварталы 2011 года израсходовано 4040 литров бензина и 4730 литров дизельного топлива, из этого следует, что деятельность ММ ПП ЖКХ связано с негативным воздействием на окружающую природную среду.

Взимание платы за загрязнение окружающей среды регулируется Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ от 26 января 1993 года. В соответствии с п.4.3 данного указания плановый годовой размер платежей за загрязнение окружающей среды (с разбивкой по кварталам) определяется самим природопользователем, утверждается руководителем, главным бухгалтером и согласовывается с Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. При составлении расчета используются данные расхода топлива и подтверждаются обосновывающими документами, которые прилагаются к расчету платы.

В нарушении ст.16 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» Красночетайским ММ ПП ЖКХ в 2-4 кварталах 2010 года и 1-2 кварталах 2011 года расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не составлялся, оплата за негативное воздействие на окружающую среду не производилась.

В соответствии с пунктом 1 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.



Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 08.1992 года № « Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного вредного воздействия», осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов: производства и потребления» установлены нормативы платы за выбросы от передвижных источников негативного воздействия в зависимости от вида израсходованного топлива. Плата взимается за весь объем израсходованного топлива.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ от 08.06.2006 года № 557 «Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежит уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 года № 284-О, обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Красночетайское ММ ПП ЖКХ в нарушение вышеперечисленных требований природоохранного законодательства, меры по составлению расчета и осуществлению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2010 года и 1-2 кварталы 2011 года не принял, что нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения безопасности жизни и здоровья.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Красночетайского района Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать Красночетайское ММ ПП ЖКХ, расположенное по адресу: <адрес> Чувашской Республики произвести расчет и оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2010 года и 1-2 кварталы 2011 года в Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике-Чувашии, в течение двух месяцев со дня вынесения решения.

Взыскать с Красночетайского ММ ПП ЖКХ государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 ( четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано, на него может быть принесено кассационное представление в Верховный суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня его оглашения.

Председательствующий Н.В. Сливницына