Арбитражная практика

Решение от 10 ноября 2011 года № А41-13142/2011. По делу А41-13142/2011. Московская область.

Решение

г.Москва

10 ноября 2011 года Дело №А41-13142/11

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2011 года

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2011 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Н.А.Панкратьевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А.Карапетян,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Обухово»

к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 28.03.2011 № СЗ-0037-11-2011

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шадрова В.Н., по доверенности от 01.03.2011;

от заинтересованного лица: Клепалова М.С., по доверенности от 25.10.2010 № 1303-р-исх,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Обухово» (далее – ООО «УК «Обухово», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Государственная жилищная инспекция, административный орган) от 28.03.2011 № СЗ-0037-11-2011.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства суд

Установил:

02.03.2011 сотрудником Госжилинспекции в ходе проведения мониторинга состояния жилищного фонда были выявлены наледь и сосульки на крыше жилого дома по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Обухово, ул. Советская, д. 10.

По результатам проведённого мероприятия 02.03.2011 составлен акт мониторинга (обследования) жилищного фонда № СЗ-0037-11-2011, в котором указано выявленное нарушение по содержанию вышеуказанного жилого дома, выразившееся в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 от 27.09.2003, а именно: наличие наледи и сосулек на крыше жилого дома.

04.03.2011 должностным лицом ГУ МО «ГЖИ МО» по факту правонарушения в отношении ООО «Управляющая компания «Обухово» составлен протокол об административном правонарушении № СЗ-0037-11-2011.

К протоколу приложены фототаблицы.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем начальника ГУ МО «ГЖИ МО» 28.03.2011 вынесено Постановление № СЗ-0037-11-2011 о привлечении ООО «Управляющая компания «Обухово» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с Решением административного органа о привлечении к административной ответственности, ООО «Управляющая компания «Обухово» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Государственная жилищная инспекция Московской области образована Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 № 674/43.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 № 729/47 Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.

Согласно ст. 23.55 КоАП РФ Государственная жилищная инспекция является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 КоАП РФ.

Статьёй 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещении, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Обухово, ул. Советская, д. 10, выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией.

Таким образом, управляющая организация должна нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию данного жилищного фонда.

Заявителем не отрицается тот факт, что он является управляющей организацией для многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), установлены требования, предъявляемые к содержанию и ремонту жилых домов, а именно: п. 4.6.1.23. Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.

Судом установлено и подтверждается материалами дела нарушение заявителем вышеуказанной нормы Правил по содержанию жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.п.Обухово, ул. Советская, д. 10.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт несоблюдения предприятием Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда судом установлен. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что у общества как у лица, ответственного за содержание многоквартирного дома отсутствовали возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в доме № 10 вносят плату ООО «Управляющая компания «Обухово» за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают в себя плату за содержание жилого дома.

Тем самым, собственники обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 6464/10 от 29.09.2010, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в “Российской газете“ от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое Решение общего собрания собственников помещений в доме.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что ООО «Управляющая компания «Обухово» обоснованно привлечено к административной ответственности, в материалах дела достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО «Управляющая компания «Обухово» состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

Арбитражным судом установлено, что Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением процессуальных требований, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Законный представитель общества надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

Довод заявителя о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» суд считает необоснованной по следующим основаниям.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В данном случае Госжилинспекция проводила обследование территории (объекта), а не проверку деятельности юридического лица.

Результаты этого мероприятия послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении.

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Фактическое выявление признаков административного правонарушения является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, независимо от повода проверки.

Таким образом, процедура и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Постановление по делу об административном правонарушении 28.03.2011 № СЗ-0037-11-2011 является законным и обоснованным. Материальных и процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Обухово» (ОГРН 1065031029480, ИНН 5031067766) в удовлетворении заявленных требований об оспаривании постановления № СЗ-0037-11-2011 по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» 28.03.2011.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья Н.А.Панкратьева