Арбитражная практика

Решение от 08 ноября 2011 года № А67-4011/2011. По делу А67-4011/2011. Томская область.

Решение

г. Томск Дело № А67-4011/2011

31 октября 2011 года оглашена резолютивная часть

08 ноября 2011 года изготовлено в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области Ю. М. Черская,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каменской С.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Открытого акционерного общества «Томская распределительная компания» ОГРН 1057000127931 ИНН 7017001870 (далее – Заявитель, Общество, ОАО «ТРК»),

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области ОГРН 1097017011409 ИНН 7017058523 (далее – Ответчик – Управление),

о признании незаконным решения от 18.04.2011 о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков

При участии в заседании:

от Заявите Ф.И.О. (паспорт, доверенность от 06.05.2011 г.), Ф.И.О. (паспорт, доверенность от 04.10.2011г.);

от Отв Ф.И.О. (удостоверение, доверенность от 11.01.2011г.);

Установил:

Открытое акционерное общество «Томская распределительная компания» обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (уточненным) о признании незаконным решения вх. № 1.6/13/122 от 18.04.2011 г. (исх. № ТУ-1941 от 13.04.2011 г.) о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 70:09:0:0018, 70:09:0:0019, 70:09:0:0022, 70:09:0:0024, 70:09:0102001:0025, 70:09:0101002:0064 на праве собственности незаконным, принятого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, и обязать Ответчика в установленном порядке направить в адрес ОАО «ТРК» проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков. В соответствии с п.1 ст. 49 АПК РФ дело рассматривается применительно уточненных требований Заявителя.

В судебном заседании представители Заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях, в том числе, указали, что: - ОАО «ТРК», реализуя свое исключительное право на приватизацию земельных участков, направило в адрес Ответчика заявления на приватизацию указанных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО «ТРК» на праве собственности; - Заявитель направил в адрес Ответчика полный и достаточный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность; - не являясь собственником земельных участков ОАО «ТРК» не имеет возможности осуществлять все полномочия собственника, обладая при этом исключительным правом на приватизацию; - ОАО «ТРК» предоставление документов, предусмотренных п.7 Перечня, не требовалось; - оспариваемым Решением нарушено исключительное право ОАО «ТРК» на приватизацию; - ОАО «ТРК» срок на обращение в арбитражный суд с заявлением не пропущен; - исходя из целевого назначения земельного участка, площади расположенных на нем опор линий электропередачи, можно сделать вывод об отсутствии на них объектов недвижимости, принадлежащим третьим лицам.

Представитель Ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях, в том числе, указала, что: - ТУ Росимущества в Томской области осуществляет продажу земельных участков, находящихся в Федеральной собственности исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом; - если основанием приобретения земельного участка является расположение принадлежащего заявителю объекта недвижимости на нем, то для подтверждения исключительного права на предоставление земельного участка заявителю необходимо в соответствии с п.7 Перечня документов с заявлением о предоставлении земельного участка приложить документ, подтверждающий данное исключительное право; - Ответчик руководствовался, в том числе, разъяснениями Росимущества (письма от 25.01.2010г. № 10/66, от 23.03.2010г. № ПП-10/6892); - ОАО «ТРК», как собственник сооружений, обязано подтвердить свое исключительное право, а именно, то, что объекты недвижимости ОАО «ТРК» расположены именно на указанных в заявках земельных участках. Данное обстоятельство подлежит установлению в целях недопущения отчуждения из собственности РФ земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости третьих лиц, т.е. чтобы предотвратить нарушение прав и законных интересов третьих лиц; - ОАО «ТРК» нарушен срок обращения в арбитражный суд.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении (с учетом уточнения), отзывах, письменных пояснениях. Суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

ОАО «Томская распределительная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г.Томску 31.03.2005г. за ОГРН 1057000127931, расположено по адресу: г.Томск, пр. Кирова, 36.

Письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (исх. № ТУ-1941 от 13.04.2011 г., вх. Заявителя № 1.6/13/122 от 18.04.2011 г.) в ответ на письма ОАО «ТРК» Ответчик уведомил Заявителя о том, что поскольку пакеты документов, представленные ОАО «ТРК» являются некомплектными в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370, ТУ Росимущества в Томской области не может принять Решение о предоставлении земельных участков ОАО «ТРК» (т.1 л.д. 40-41).

Считая, что Решение о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков, изложенное в письме от 13.04.2011г., не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «ТРК», Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев требования Заявителя, возражения на них Ответчика установив предмет спора, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, определив характер спорного правоотношения и применив законодательство, считает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

В соответствии с п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с п.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ОАО «ТРК» обратилось в ТУ Росимущества в Томской области с заявлениями о приватизации следующих земельных участков: 1) от 10.12.2009 №1.6/1/809 в отношении земельного участка по адресу: Томская область, Кривошеинский район, кадастровый номер 70:09:0:0019; 2) от 10.12.2009 № №1.6/1/810 в отношении земельного участка по адресу: Томская область, Кривошеинский район, кадастровый номер 70:09:0:0022; 3) от 10.12.2009 № №1.6/1/811 в отношении земельного участка по адресу: Томская область, Кривошеинский район, кадастровый номер 70:09:0:0024; 4) 29.12.2009 № №1.6/1/1110 в отношении земельного участка по адресу: Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Энергетиков, 1, кадастровый номер 70:09:0101002:0064; 5) от 01.02.2010 №1.6/1/747 в отношении земельного участка по адресу: Томская область, Кривошеинский район, с.Володино, ул.Новая, 2, кадастровый номер 70:09:0102001:0025; 6) от 01.02.2010 №1.6/1/748 в отношении земельного участка по адресу: Томская область, Кривошеинский район, кадастровый номер 70:09:0:0018 (т.1 л.д. 42-65).

Вышеуказанные земельные участки, как следует из имеющихся в материалах дела Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.2 л.д. 87, 100, 119, 134, 147, т.3 л.д. 12) находятся в собственности Российской Федерации.

Как следует из пояснений представителя Ответчика, письмами от 29.01.2010 №ТУ-513, от 15.02.2010 №ТУ-886 Управление уведомило ОАО «ТРК» о некомплектности приложенных к заявлениям документов (т.1 л.д. 66-74). При этом, как следует из вышеуказанных писем, Ответчиком было указано о том, что Заявителем не представлены документы, подтверждающие фактическое расположение объектов недвижимости, указанных в заявлении и принадлежащих на праве собственности ОАО «ТРК», на истребуемых земельных участках, т.е. документы, предусмотренные п.7 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

03.03.2011г. ОАО «ТРК» в очередной раз обратилось в Управление с письмом № 1.6/1-1079, в котором указало, что с момента направления вышеуказанных заявлений прошло больше года (вх. №№ 12956, 12955, 12957, 12954 от 29.12.2009 г, вх. №№ 732, 947 от 02.02.2010 г.), однако в адрес ОАО «ТРК» не поступало ответов о рассмотрении заявлений о приватизации и принятии решений о предоставлении земельных участков в собственность, чем Территориальное управление нарушило предусмотренные законодательством сроки и порядок рассмотрения заявлений. На основании вышеизложенного Заявитель просил в кратчайшие сроки рассмотреть поданные заявления, принять решения о предоставлении в собственность, подготовить и направить в адрес ОАО «ТРК» проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.

В ответ на письмо от 03.03.2011г., Письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (исх. № ТУ-1941 от 13.04.2011 г., вх. Заявителя № 1.6/13/122 от 18.04.2011 г.) Ответчик уведомил Заявителя о том, что о результатах рассмотрения заявлений ОАО «ТРК» №№ 1.6/1/748, 1.6/1/810, 1.6/1/811, 1.6/1/747, 1.6/1/1110 был дан в письме ТУ Росимущества в Томской области от 15.02.2010 № ТУ-513, на заявление № 1.6/1/809 - в письме от 29.01.2010г. № ТУ-513, подтвердил свою позицию, изложенную в письмах от 15.02.2010г. и от 29.01.2010г., а также указал на то, что Заявителем представлены неполные комплекты документов, предусмотренные Перечнем документов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. № 370 (действующим в рассматриваемый период).

Согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в редакции, действующей в рассматриваемы период) обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на претендента.

Как было указано выше, в соответствии с ч.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. № 370 (действующим в рассматриваемый период) утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (далее - Перечень). Пунктом 7 данного Перечня установлено, что к заявлению также прилагается копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. При этом, ст. 36 ЗК РФ, установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках.

С учетом изложенного, суд полагает, что обращаясь в Управление с соответствующими заявлениями, ОАО «ТРК» должно было доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества – земельных участков, в том числе документально подтвердить, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Заявителю, и не находятся иные принадлежащие на праве собственности третьим лицам объекты недвижимого имущества.

Согласно ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что на территории испрашиваемых земельных участков отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности иным лицам, а также доказательства расположения на данных земельных участках имущества Заявителя. Представленные в материалы дела кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков не содержат сведений о расположенных на данных земельных участках каких-либо объектов недвижимости, ни принадлежащих Заявителю, ни иным лицам (т.2 л.д. 88-89, 111-114, 120-123, 135-136, 148-151, т.3 л.д. 13-14).

Учитывая изложенное, суд считает довод Ответчика о несоблюдении ОАО «ТРК» требований п.5 ст. 36 ЗК РФ в части непредставления документа, предусмотренного п.7 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (в редакции, действующей в рассматриваемый период), обоснованным и подтвержденным материалами дела. Следовательно, у Территориального управления отсутствовали основания для удовлетворения заявок ОАО «ТРК» с учетом требований действующих нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в указанной области.

Кроме этого, согласно п.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п.п. «е» п. 4.8 Приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 г. № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.2008 г. № 12804) территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности по поручению Агентства: предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что довод Ответчика о предоставлении им земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является основанным на нормах действующего законодательства.

При этом, суд обращает внимание на то, что письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.01.2010г. № 10/66, от 23.03.2010 г. № ПП-10/6892 (т.1 л.д. 82-86), на которые ссылается Ответчик, не являются нормативными правовыми актами (как, впрочем, и Письмо Минэкономразвития РФ от 16.07.2008 г. № Д08-2162, на которое ссылается Заявитель). Между тем, руководство Территориального управления данными письмами Федерального агентства по управлению государственным имуществом как обязательными к применению, по мнению суда, обусловлено правовым статусом Ответчика и не свидетельствует об отсутствии оснований, предусмотренных законодательством, для принятия оспариваемого решения.

Кроме этого, суд учитывает, что согласно п. 6.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства.

В соответствии с п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие). При этом, как следует из ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает, что доказательств нарушения норм права Территориального управления Росимущества в Томской области применительно к предмету требований Заявителя не допущено, в ходе судебного заседания не установлено. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований ОАО «ТРК» у суда не имеется.

Кроме этого, суд принимает во внимание следующее. В п.4 ст.198 АПК РФ закреплено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, первоначально с заявками на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, ОАО «ТРК» обращалось с письмами от 10.12.2009 №1.6/1/809, от 10.12.2009 № №1.6/1/810, от 10.12.2009 № №1.6/1/811, 29.12.2009 № №1.6/1/1110, от 01.02.2010 г. №1.6/1/747, от 01.02.2010 №1.6/1/748. В отношении указанных заявок Ответчиком были подготовлены ответы от 29.01.2010г. и от 15.02.2010г., в которых было указано, что Территориальное управление не направило заявки ОАО «ТРК» в Росимущество для дачи поручения.

Обжалуемое Решение об отказе в предоставлении земельных участков от 13.04.2011г. № ТУ-1941 было принято по результатам рассмотрения письма ОАО «ТРК» от 03.03.2011г. № 1.6/1-1079, к которому, как следует из материалов дела, дополнительных документов (в дополнение к письмам 10.12.2009 №1.6/1/809, от 10.12.2009 № №1.6/1/810, от 10.12.2009 № №1.6/1/811, 29.12.2009 № №1.6/1/1110, от 01.02.2010 №1.6/1/747, от 01.02.2010 №1.6/1/748) ОАО «ТРК» не прилагалось, дополнительных доводов Заявителем не приводилось.

Фактически, Ответчиком Решение об отказе в предоставлении земельных участков на основании представленных Заявителем документов было изложено в письмах от 29.01.2010г. и от 15.02.2010г. При этом, как следует из материалов дела, ОАО «ТРК» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков 15.07.2011г. Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что ОАО «ТРК», фактически обжалуя Решение о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков, изложенное Ответчиком ранее в письмах от 29.01.2010 г. и от 15.02.2010 г., обратилось в суд по истечении 3-месячного срока, после того, как Заявитель узнал о данном решении о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков.

Согласно п.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Томская распределительная компания» о признании недействительным решения Ответчика следует отказать.

Руководствуясь статьями ст.ст. 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Решил:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Томская распределительная компания» (ОГРН 1057000127931) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (ОГРН 1097017011409) о признании незаконным решения от 18.04.2011 (исх. № ТУ-1941 от 13.04.2011г.) о невозможности принятия решения о предоставлении земельных участков, проверенного на соответствие нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отказать

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ю. М. Черская