Арбитражная практика

Решение от 03 ноября 2011 года № А03-13321/2011. По делу А03-13321/2011. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Барнаул Дело № А03-13321/2011 03 ноября 2011 г.

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Доценко Э.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чижевской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Администрации Краснознаменского сельсовета Курьинского района Алтайского края, (ОГРН 1022202217861, ИНН 2254000880), с.Краснознаменка Курьинского района Алтайского края,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Алтайскому краю, г.Горняк Локтевского района Алтайского края,

о признании незаконным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 03.06.2011 г. № 21561, признании инспекцию утратившей возможность взыскания суммы 203126,04 руб. задолженности,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежаще,

Установил:

Администрация Краснознаменского сельсовета Курьинского района Алтайского края обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Алтайскому краю о признании незаконным требования № 21561 от 03.06.2011г. об уплате пени в размере 203126,04 рублей и просит признать инспекцию утратившей возможность взыскания указанной суммы.

Заявитель пояснил, что указанная в требовании задолженность по пени по страховым взносам и налогу с продаж начислена за предыдущие годы, что указанная задолженность образовалась за пределами сроков на её принудительное взыскание, что инспекция своевременно не принимала мер к её взысканию и в настоящее время утратила возможность её взыскания.

Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Алтайскому краю отзыв по заявлению не представила.



Определением суда от 13.10.2011г. о принятии заявления к рассмотрению инспекции было предложено представить отзыв со ссылкой на доказательства.

Представители сторон в заседание не явились, возражений против рассмотрения дела в предварительном заседании не представили, о заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд считает дело подготовленным к рассмотрению и переходит к рассмотрению дела без участия представителей сторон.

В судебном заседании установлено, что инспекцией заявителю направлено требование № 21561 по состоянию на 03.06.2011г., которое подписано заместителем руководителя инспекции, предписывает администрации совершить определенные обязательные действия в установленный в нем срок, следовательно, является ненормативным актом и налогоплательщик вправе оспаривать его в порядке статей 29, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном порядке. Дата вручения указанного требования не определена, в связи с чем, суд считает соблюденным срок на обращение в суд.

Согласно статьям 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания правомерности ненормативного акта инспекции возлагается на налоговый орган.

Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статьей 70 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Правила, установленные статьей 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа. Правила, установленные статьей 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п.9 статьи 46 Налогового кодекса РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

Согласно ст.45 НК РФ взыскание налогов с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.



Совокупность сроков, установленных для направления требования и обращения в суд, является пресекательной (Информационное письмо ВАС РФ № 71 от 17.03.2003г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ»).

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 НК РФ.

Пунктом 5 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной инспекцией ФНС России № 13 по Алтайскому краю Администрации Краснознаменского сельсовета Курьинсского района Алтайского края было предъявлено требование № 21561 по состоянию на 03.06.2011г. об уплате пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ - 203126,04 руб., пени по налогу с продаж за 2003 год - 154,24 руб. и штрафа - 117,80 руб., с указанием срока его исполнения до 24.06.2011 года.

В требовании указан установленный законом срок уплаты недоимки, пени - 01.01.2005г., однако такой срок уплаты налогов и страховых взносов законами фактически не установлен.

Согласно п.9 ФЗ от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» взыскание суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный Фонд занятости населения, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования), образовавшейся на 01.01.2001г., осуществляется налоговыми органами, в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Задолженность по недоимке по уплате страховых взносов в указанные фонды на 01.01.2001г. пенсионным фондом передавалась для взыскания налоговым органам, которые в соответствии со статьей 70 НК РФ обязаны были до истечения трех месяцев направить налогоплательщику требование, а в случае его неисполнения обратиться в срок 6 месяцев в суд за взысканием недоимки по взносам.

Инспекция не доказала, что выполнила предусмотренный законом порядок взыскания взносов. Утрата права на взыскание взносов влечет утрату права и на взыскание пени, начисленной по ним.

Направление требования от 03.06.2011г. на не взысканную пеню по страховым взносам, налогу с продаж за 2003г. и штрафу является началом процедуры принудительного взыскания недоимки, пресекательный срок для взыскания которой давно истек.

Следовательно, налоговый орган утратил право на взыскание пени, штрафа, указанных в требовании.

Инспекция не доказала, что действия по предъявлению оспариваемого требования правомерны, соответствуют нормам налогового законодательства и не нарушают законных прав администрации. Судом же установлено, что оспариваемое требование вынесено с нарушением статей 70, 75 Налогового кодекса РФ и нарушает законные интересы налогоплательщика, применяя порядок принудительного взыскания пени, штрафа, право на применение которого налоговым органом утрачено.

Согласно ст. 29 АПК РФ к делам, подведомственным арбитражным судам, могут быть федеральным законом отнесены и иные дала. Подпункт 4 пункта 1 ст.59 НК РФ не является законом, относящим к подведомственности арбитражным судам дел о признании налогового органа утратившим право на взыскание недоимки, поскольку в нем говорится о судебном акте (Решение об отказе во взыскании недоимки или определение об отказе в восстановлении пропущенного срока), в соответствии с которым сам налоговый орган утрачивает право на взыскание недоимки.

В связи с чем, суд рассматривает это требование совместно с требованием о признании незаконным требования об уплате задолженности по налогам, взносам, пени и штрафам, и вывод суда об утрате права на взыскание недоимки вследствие истечения пресекательного срока является основанием для признания недействительным требования на уплату задолженности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 29, 150, 197-201, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать недействительным требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, предъявленное Администрации Краснознаменского сельсовета Курьинского района Алтайского края, № 21561 по состоянию на 03.06.2011г. об уплате пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ - 203126,04 руб., пени по налогу с продаж за 2003 год -154,24 руб. и штрафа - 117,80 руб., право на взыскание которых утрачено, и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 13 по Алтайскому краю устранить нарушения прав и интересов заявителя. В остальной части требований производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через арбитражный суд Алтайского края.

Судья Э.С. Доценко