Арбитражная практика

О предоставлении жилого помещения. Решение от 06 сентября 2011 года № 2-795/2011. Республика Коми.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Данелюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 06 сентября 2011 года дело по иску прокурора ... в интересах Карнауховой К.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении жилого помещения

Установил:

Прокурор ... обратился в суд с иском в интересах Карнауховой К.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» об обязании предоставить жилое помещение площадью не менее ... квадратных метров, пригодное для постоянного проживания, в границах и по степени благоустроенности применительно к условиям Усть-Вымского района. В обоснование требований указал, что Карнаухова К.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, в связи с чем она вынуждена снимать жилье. Кроме того указал, что Карнаухова К.В. состоит на соответствующем учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации МР «Усть-Вымский». Однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

В судебном заседании прокурор А. исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МР «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Карнауховой К.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... квадратных метров на состав семьи 1 человек в черте ....

Карнаухова К.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Б. в суде не оспаривая право Карнауховой К.В. на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с иском не согласился, ссылаясь на недостаточность денежных средств на указанные цели.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Аналогичные положения содержаться в Законе Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01.01.2011 наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Карнаухова К.В., ... года рождения, осталась без попечения родителей с ... года. Ее мать Г. являлась .... Решением Усть-Вымского районного суда от ... года Г. лишена родительских прав в отношении дочери Карнауховой К.В. Постановлением главы администрации муниципального образования ... от ... года №... опекуном над несовершеннолетней Карнауховой К.В. была назначена В. .

Из постановления Главы администрации муниципального образования ... от ... года №... «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетней Карнауховой К.В.» следует, что за Карнауховой К.В. было закреплено жилое помещение по адресу: ....



Материалами дела установлено, что Карнаухова К.В. в ... году окончила обучение в МОУ «....

Согласно заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ... года № ..., межведомственная комиссия, действующей на основании Постановления Главы сельского поселения ... от ... года № ..., по результатам обследования жилого помещения № ... в доме № ... по ... признала указанное жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

С ... года Карнаухова К.В. включена администрацией МР «Усть-Вымский» в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В настоящее время Карнаухова К.В. значится в указанном списке за № ....

Сведений о предоставлении Карнауховой К.В. органами местного самоуправления жилья в порядке реализации права истца в соответствии с пунктами 1,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, суду не представлено, судом не добыто.

Из материалов дела следует, что Карнаухова К.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: .....

Как следует из представленных суду данных ..., сведений о нахождении в собственности Карнауховой К.В. жилого помещения не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец Карнаухова К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения как лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей, свое право на обеспечение жилым помещением по данному основанию не реализовала.

Таким образом, суд считает, что Карнаухова К.В. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поэтому требования прокурора ... в интересах Карнауховой К.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика администрации муниципального района «Усть-Вымский» Б. на недостаточность денежных средств для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств на указанные цели не является основанием для освобождения администрации муниципального района «Усть-Вымский» от возложенной на нее обязанности. Кроме того Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ вышеуказанные полномочия с 01.01.2011 переданы органам местного самоуправления и одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется исходя из различных расходов, рассчитанных по соответствующим Методикам (статья 12).

Удовлетворяя исковые требования, суд применяет ст. 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ, согласно которой установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общей площадью не менее ... квадратных метров на состав семьи 1 человек, а также учитывает то, что жилое помещение должно отвечать требованиям, указанным в ст. 15 ЖК РФ применительно к условиям ....

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора ... в интересах Карнауховой К.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Вымский» предоставить вне очереди Карнауховой К.В. на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее ... квадратных метров на состав семьи 1 человек в черте ....

Решение может быть обжаловано Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.



Судья- А.В. Кондратюк