Арбитражная практика

Решение от 02 ноября 2011 года № А24-3128/2011. По делу А24-3128/2011. Камчатский край.

Решение

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3128/2011

02 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюртуковой *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия

(ИНН 4105004514, ОГРН 1024101219922)

к

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю



(ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013)

о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки от 07.07.2011 № 23668,

об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя

при участии:

от заявителя:

Пенькова *.*. начальник юридического бюро, по доверенности от 30.12.2010 № 21/11519 (сроком до 31.12.2011),

Смавзюк *.*. юрисконсульт юридического бюро, по доверенности от 30.12.2010 № 21/11517 (сроком до 31.12.2011);

Улевич *.*. представитель по доверенности от 28.09.2011 № 21/8196 (сроком до 31.12.2011);

-Дюсов *.*. заместитель директора по маркетингу и финансам от 18.08.2011 № 21/6577 (сроком до 31.12.2011);

от ответчика:



Доценко *.*. старший специалист 2 разряда отдела урегулирования задолженности, по доверенности от 03.05.2011 № 02-50 (сроком до 31.12.2011);

Турушева *.*. главный специалист-эксперт юридического отдела, по доверенности от 06.09.2011 № 02-11 (сроком до 31.12.2011)

Установил:

Федеральное государственное унитарное Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие (далее – ФГУПКАП; предприятие; заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю; межрайонная инспекция; налоговый орган; ответчик), выразившихся в выдаче справки от 07.07.2011 № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности, ссылаясь в обоснование заявления на статьи 32, 45, 46-48, 69, 70, 75, 115, 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Указ Президента Российской Федерации от 29.03.2010 № 383 «О федеральном государственном унитарном Петропавловск-Камчатском авиационном предприятии», распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.06.2010 № 566-р «О реорганизации федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия», Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138 @, и утверждая о том, что выдача межрайонной инспекцией справки № 23668 с указанием сумм задолженности в общем размере 14254435,65 руб., образовавшейся у предприятия в связи с присоединением к нему Федерального государственного унитарного предприятия «Корякское авиапредприятие» (далее – ФГУП КорАП), возможность взыскания которой в принудительном порядке утрачена, нарушает положения НК РФ и создает трудности в реализации ФГУПКАП своих прав в сфере финансовой, предпринимательской и иной экономической деятельности.

От Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю в суд поступил отзыв на заявление ФГУПКАП, в котором налоговый орган просит отказать в удовлетворении требований заявителя. При этом, ссылается на п. 5 статьи 23, пп. 10 п. 1 статьи 32, п. 2 статьи 44, статью 49, п. 1, 2, 3, 5 статьи 50, пп. 4 п. 1 статьи 59, п. 5 статьи 78, п. 1 статьи 394 НК РФ, п. 1 Приказа Минфина России от 18.01.2008 № 9н, Приказ ФНС РФ от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138 @, Приказ ФНС РФ от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, в редакции Приказа ФНС РФ от 06.04.2006 № САЭ-3-19/206@, и считает свои действия по выдаче справки № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, образовавшейся у заявителя в результате передачи сальдо расчетов при реорганизации в форме присоединения ФГУП «КорАП», законными и обоснованными, поскольку: предприятие фактически имеет неисполненную обязанность по уплате пеней и штрафов в размере 14254435,65 руб.; наличие в документах внутриведомственного учета налогового органа сведений о налоговых платежах суммах недоимки и задолженности по пеням, само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя; пропуск межрайонной инспекцией сроков взыскания задолженности не препятствует исполнению и не отменяет конституционной обязанности предприятия платить законно установленные налоги и сборы; форма справки не предусматривает разделение сведений о задолженности на подлежащую взысканию и возможность взыскания которой утрачена; отсутствует судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания; факт отсутствия права у налогового органа исключать из справки о состоянии расчетов по налогам сборам, взносам задолженности по пеням и штрафам даже в случае утраты им возможности взыскания такой задолженности, установлен судом ( Решение по делу № А24-1090/2011 от 14.06.2011).

Определением суда от 30.09.2011 приняты уточнения требований Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия, пункт 2 просительной части заявления изложен в следующей редакции: «об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУПКАП путем выдачи справки о состоянии расчетов ФГУПКАП (ИНН 4105004514) по налогам, сборам, взносам с указанием информации о невозможности взыскания как во внесудебном, так и в судебном порядке следующих сумм:1. по штрафам:- по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб. 00 коп.;2. по пеням:- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 59 843 руб. 14 коп.;- по страховым взносам на обязательное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 263 757 руб. 80 коп.;- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 29 315 руб. 99 коп.;- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407 руб. 95 коп.;- недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5 056 326 руб. 39 коп.; -по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2 811 820 руб. 60 коп».

В дополнениях к отзыву, представленных в суд 21.10.2011, межрайонная инспекция указывает аналогичные доводы, приведенные в отзыве, а также со ссылкой на статью 50 НК РФ, статью 3 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадёжными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам», дополнительно сообщает о том, что: налоговым органом представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о достаточности денежных средств, необходимых для погашения предприятием спорной суммы, о стабильности и благополучии финансового положения предприятия, и в данном случае одно лишь нежелание последнего уплатить долги присоединенного к нему ФГУП «КорАП» не может быть признано правовым основанием для неисполнения требований статьи 50 НК РФ; в отношении страховых взносов и недоимки по пеням и штрафам в ПФ РФ указывает о том, что налоговые органы с 2010 года не являются администраторами таких страховых взносов, поэтому для всестороннего и полного исследования всех обстоятельств полагает необходимым в качестве заинтересованного лица привлечь соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку заявитель до настоящего времени сверку по страховым взносам с органами Пенсионного фонда РФ не проводил.

В судебном заседании представители предприятия поддержали уточнённые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему. Представили для приобщения к материалам дела дополнительные документы. Считают, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам должна быть объективна. В ходе судебного заседания устно уточнили пункт 1 просительной части своего заявления, а именно, просят признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в выдаче справки № 23668 от 07.07.2011 о состоянии расчетов ФГУПКАП по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, без указания информации о невозможности взыскания как в судебном, так и во внесудебном порядке следующих сумм: 1. по штрафам:- по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб. 00 коп.;2. по пеням:- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 59 843 руб. 14 коп.;- по страховым взносам на обязательное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 263 757 руб. 80 коп.;- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 29 315 руб. 99 коп.;- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407 руб. 95 коп.;- недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5 056 326 руб. 39 коп.;- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2 811 820 руб. 60 коп. Поддержали уточнённые требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители межрайонной инспекции возражали против уточнённых требований предприятия в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему. Полагают, что установленная МНС РФ форма справки не может содержать никакие комментарии, а сама выданная справка № 23668 не нарушает права и законные интересы заявителя. Дали пояснения относительно периодов образования задолженности по каждой сумме налогов и страховых взносов. Представили для приобщения к материалам дела дополнительные документы.

Рассмотрев заявленные уточнения пункта 1 просительной части заявления, арбитражный суд принимает их, поскольку такое право предоставлено заявителю в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в связи с чем, суд

Определил:

принять уточнение требований Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия, изложить пункт 1 просительной части заявления в следующей редакции: «признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в выдаче справки № 23668 от 07.07.2011 о состоянии расчетов ФГУПКАП по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, без указания информации о невозможности взыскания как в судебном, так и во внесудебном порядке следующих сумм: 1. по штрафам:- по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб. 00 коп.;2. по пеням:- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 59 843 руб. 14 коп.;- по страховым взносам на обязательное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 263 757 руб. 80 коп.;- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 29 315 руб. 99 коп.;- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407 руб. 95 коп.;- недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5 056 326 руб. 39 коп.;- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2 811 820 руб. 60 коп».

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд

Установил:

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие обратилось к Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю с запросом от 07.07.2011 № 21/5264 о предоставлении справки о состоянии расчетов ФГУПКАП по налогам, сборам, взносам. Межрайонная инспекция составила справку № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07 июля 2011 года, в которой отражена, в том числе задолженность ФГУПКАП по пени и налоговым санкциям, а именно: штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 59843,14 руб., пени по страховым взносам на обязательное страхование в сумме 263757,80 руб. и в сумме 29315,99 руб.; пени: по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407,95 руб.; задолженность (пени) по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5056326,39 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2811820,60 руб. Полагая, что действия межрайонной инспекции, выразившиеся в выдаче справки по состоянию на 07.07.2011 № 23668, содержащей сведения о задолженности ФГУПКАП перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, с учетом уточнений.

Часть 1 статьи 198 АПК РФ предоставляет право гражданам, организациям и иным лицам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (выданной Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю заявителю) до 22.06.2011 были установлены приложениями 4, 6 к Приказу ФНС РФ от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» ( в редакции Приказов ФНС РФ от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@). В этом же Приказе устанавливались Методические указания по заполнению справок таких форм. С 22.06.2011 данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ № ММВ-7-6/381@ от 22.06.2011 «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Как указывает Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09, исходя из необходимости баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности её взыскания.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам, сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение без правовых оснований в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам сумм в качестве задолженности по пени и штрафу влечет негативные последствия для предприятия: нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, задолженность в общей сумме 14254355,87 руб., состоящей из: сумм по пени и налоговым санкциям, а именно: штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 59843,14 руб., пени по страховым взносам на обязательное страхование в сумме 263757,80 руб. и в сумме 29315,99 руб.; пени: по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407,95 руб.; задолженности (пени) по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5056326,39 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2811820,60 руб. перенесена в лицевой счет заявителя в результате реорганизации путем присоединения ФГУП «КорАП» по состоянию на 30.08.2010. Согласно пояснениям налогового органа в судебном заседании - периоды образования такой задолженности: по сумме 17884 руб. – начиная с 2001 года; по сумме 59843,14 руб. – начиная с июля 2005 года; по сумме 263757,80 руб. – с марта 2007 года; по сумме 29315,99 руб. – с марта 2007 года; по сумме 6015407,95 руб. – с января 2001 года; по сумме 5056326,39 руб. – с января 2001 года; по сумме 2811820,60 руб. – с марта 2001 года.

Налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих принятие мер к взысканию указанных сумм пеней и налоговых санкций в бесспорном или судебном порядке.

Сроки для взыскания указанной выше задолженности, предусмотренные статьями 46, 48 НК РФ истекли и межрайонной инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке такой задолженности в общей сумме 14254355,87 руб.

Факт пропуска срока для взыскания суммы задолженности в общем размере 14254355,87 руб., предусмотренного ст. ст. 46, 48 НК РФ налоговым органом не оспаривается. Спор в указанной части отсутствует.

В тоже время в справке № 23668 по состоянию на 07.07.2011, выданной предприятию, содержатся данные о задолженности в указанных выше суммах, без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком – заявителем, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ ФНС РФ от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Кроме того, данный Приказ

утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ № ММВ-7-6/381@ от 22.06.2011 «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.

Поскольку материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной межрайонной инспекцией, не отвечают вышеуказанным требованиям, то уточнённые требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, уточнённые требования заявителя о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю в части выдачи справки по состоянию на 07.07.2011 № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без отражения информации об утрате налоговым органом права на взыскание задолженности в общей сумме 14254355,87 руб., в принудительном порядке, подлежат удовлетворению.

Учитывая, что по данному делу заявитель оспаривает действия налогового органа по выдаче справки и отражение в ней информации на определенную дату, а не о совершение действий в будущем, то в целях устранения недостатков суд считает необходимым обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Камчатскому краю дополнить справку № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам информацией об утрате межрайонной инспекцией возможности взыскания: штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 59843,14 руб., пени по страховым взносам на обязательное страхование в сумме 263757,80 руб. и в сумме 29315,99 руб.; пени: по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407,95 руб.; задолженности (пени) по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5056326,39 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2811820,60 руб.

При таких обстоятельствах, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению в части.

Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

При разрешении вопроса о распределении между сторонами судебных расходов в виде уплаченной заявителем при обращении в суд государственной пошлины, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).

Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

По смыслу приведенной нормы, налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, когда они выступают в суде как в качестве истцов или заявителей по делу, так и в качестве ответчиков.

Статья 333.40 НК РФ, устанавливающая основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины, не предусматривает возврат уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд государственной пошлины стороне, в пользу которой принято Решение, со стороны, освобожденной от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истца или ответчика.

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет при обращении с исковым заявлением, ходатайством в арбитражный суд (в качестве истца), при обращении в арбитражный суд при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (в качестве ответчика), то есть при совершении юридически значимого действия, предполагающего уплату государственной пошлины.

Вышеизложенное не означает, что налоговый орган должен быть освобожден от взыскания в пользу заявителя судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.

Принимая во внимание указанное выше, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю в пользу Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, 49, 101-103, 110, 167- 170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

принять уточнение требований Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия, изложить пункт 1 просительной части заявления в следующей редакции: «признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в выдаче справки № 23668 от 07.07.2011 о состоянии расчетов ФГУПКАП по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена, без указания информации о невозможности взыскания как в судебном, так и во внесудебном порядке следующих сумм: 1. по штрафам:- по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб. 00 коп.;2. по пеням:- по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 59 843 руб. 14 коп.;- по страховым взносам на обязательное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 263 757 руб. 80 коп.;- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 29 315 руб. 99 коп.;- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407 руб. 95 коп.;- недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5 056 326 руб. 39 коп.;- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2 811 820 руб. 60 коп».

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, в части выдачи справки № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011, без указания информации о невозможности (утрате) взыскания как в судебном, так и во внесудебном порядке следующих сумм: штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб., пени по налогу на прибыль организаций, в сумме 59 843,14 руб., пени по страховым взносам на обязательное страхование в суммах, соответственно 263757,80 руб. и 29315,99 руб.; пени: по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407,95 руб.; по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5056326,39 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2811820,60 руб.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 3 по Камчатскому краю дополнить справку № 23668 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.07.2011 информацией об утрате возможности взыскания следующих сумм: штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 17884 руб., пени по налогу на прибыль организаций в сумме 59843,14 руб., пени по страховым взносам на обязательное страхование в суммах, соответственно 263757,80 руб. и 29315,99 руб.; пени: по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6015407,95 руб.; по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5056326,39 руб.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 2811820,60 руб.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю в пользу Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.B. Вертопрахова