Арбитражная практика

Решение от 09 ноября 2011 года № А79-9479/2011. По делу А79-9479/2011. Чувашская Республика.

Решение

г. Чебоксары

Дело № А79-9479/2011

09 ноября 2011 года

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе:

судьи Лазаревой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики-Чувашии, 429120, Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Кирова, 22

к индивидуальному предпринима Ф.И.О. 429124, Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Сеченова, 31

о взыскании 1 039 руб. 20 коп.,

без участия сторон,

Установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики – Чувашии (далее – заявитель, пенсионный фонд) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринима Ф.И.О. (далее - предприниматель) о взыскании 1 039 руб. 20 коп. штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в деле своих представителей не направили, предприниматель письменный отзыв на заявление и документальные доказательства не представил.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд



Установил:

Индивидуальный предприниматель Краснов Сергей Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Шумерля Чувашской Республики 29.09.2008, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Чувашской Республике в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 309213827200028.

05.10.2009 предприниматель поставлен на учет в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управлением проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее – Закона № 27-ФЗ), в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения за 2010 год при установленном законом сроке представления сведений не позднее 01.03.2011 представил с нарушением срока 13.05.2011.

Результаты проверки оформлены актом от 13.05.2011 № 256. На основании данного акта начальником Управления вынесено Решение от 29.06.2011 № 121 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп.

Требованием от 04.08.2011 № 90 предпринимателю предложено в срок до 23.08.2011 уплатить штраф в сумме 1 039 руб. 20 коп.

В связи с неуплатой предпринимателем штрафа в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с данным заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее – Закон № 167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“) индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее – Закон № 213-ФЗ), с 01 января 2011 года вступила в силу новая редакция абзаца 1 пункта 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в соответствии с которой законодательно установлен срок для представления персонифицированной отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

фамилию, имя и отчество;

сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;



другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель при сроке представления предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведений, не позднее 01.03.2011, представил в Управление относительно себя указанные сведения за 2010 год 13.05.2011.

В силу статьи 28 Закона № 167-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ (далее – Закон № 212-ФЗ), стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2010 году, исходя из стоимости страхового года, составляют 10 392 руб. (4330 руб. x 20% x 12).

При таких обстоятельствах, Управление обоснованно привлекло предпринимателя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп.

Проверив порядок и сроки обращения в суд с требованием о взыскании штрафа, суд находит их соблюденными.

Вместе с тем суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в части взыскания с предпринимателя штрафа в размере 100 руб. по следующим основаниям.

Федеральный закон № 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

На основании абзаца третьего статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В рассматриваемом случае правоотношения связаны с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, следовательно, применяется Закон № 212-ФЗ. Иной порядок взыскания указанных штрафных санкций законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального Закона № 212 к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Управлением при применении санкции обстоятельства, смягчающие ответственность, установлены не были.

Исходя из общих принципов права (по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации), введение ответственности за правонарушение (несвоевременное предоставление сведений) и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что “закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения“.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание совершение правонарушения предпринимателем впервые, незначительный период просрочки представления сведений в Управление и статус физического лица, отсутствие ущерба бюджету, а также требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П и от 14.07.2005 № 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафа, наложенный на предпринимателя, до 100 руб.

Управлением при вынесении решения не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность, в материалы данного дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств.

Государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом суд учитывает, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты по данному делу.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявление удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринима Ф.И.О. зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 309213827200028, проживающего по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Сеченова, 31, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики – Чувашии штраф в размере 100 (сто) руб. за несвоевременное представление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринима Ф.И.О. зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 309213827200028, проживающего по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Сеченова, 31, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 192 (сто девяносто два) руб. 45 коп.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.Ю. Лазарева