Арбитражная практика

Решение от 07 ноября 2011 года № А62-2064/2011. По делу А62-2064/2011. Смоленская область.

Решение

город Смоленск

07.11.2011 Дело № А62-2064/2011

Резолютивная часть решения оглашена 28.10.2011

Полный текст решения изготовлен 07.11.2011

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Борисовой Л. В.

при ведении протокола судебного заседания пом. судьи Антоновой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Вяземский Водоканал“ (ОГРН 1076722000970; ИНН 6722021113)

к Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, и тарифной политике и промышленности (ОГРН 1026701441568; ИНН 6730029638)

третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615; ИНН 6730031796)

о возмещении убытков в сумме 15789626 руб. 83 коп.

при участии:

от Истца: Сергеенков Д.А. – представитель (доверенность, паспорт), Алпацкая С.В. – представитель (доверенность, паспорт), Ширшина Н.В. – начальник юридического отдела (доверенность, паспорт);

от Ответчика: Поправкина Е.В. – начальник управления экономического анализа и регулирования (доверенность, паспорт), Денисиевский К.А. – консультант отдела ценового регулирования в сфере оказания транспортных услуг и контрольно-аналитической работы управления экономического анализа и регулирования (доверенность, паспорт), Пудова М.Б. – заместитель начальника отдела ценового регулирования организаций коммунального комплекса и газоснабжающих организаций Управления экономического анализа и регулирования (доверенность паспорт);

от Третьего лица - Чечиков В.Н. – ведущий специалист- эксперт (доверенность, удостоверение)



Общество с ограниченной ответственностью «Вяземский Водоканал» (далее – Истец, Общество) обратилось к Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике (далее – Ответчик, Департамент) с заявлением о возмещении убытков в размере 15789626 руб. 83 коп.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 26.09.2011 (т.4, л.д. 71-73) в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.

Ответчик оспаривает исковые требования по основаниям, изложенным в отзывах на заявление (т.1, л.д. 88-89).

Установил:

В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 26.10.2010 № 398/01-02-18 (т.4, л.д. 30-35) Администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области предоставила с 01.11.2010 до момента проведения конкурса на право заключения договора аренды объектов инженерной инфраструктуры Обществу с ограниченной ответственностью «Вяземский Водоканал» за плату во временное владение и пользование имущество, находящееся в муниципальной собственности Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области для целей водоснабжения, водоотведения, эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

ООО «Вяземский Водоканал» является вновь созданной организацией, которая была образована в связи с банкротством МП «Водоканал».

Общество обратилось в Департамент с просьбой об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на 2011г.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 30.11.2010 № 441 «Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО «Вяземский водоканал» установлены и введены в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011 тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод Обществу с ограниченной ответственностью «Вяземский водоканал» для расчетов с потребителями:

-услуги по водоснабжению: производство воды – 9,18 руб./куб.м (без НДС); транспортировка воды – 3,45 руб./куб.м (без НДС);

услуги по водоотведению и очистке сточных вод – 9,77 руб./куб.м (без НДС).

Постановление от 30.11.2010 опубликовано в «Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области» от 06.12.2010 № 10 и в «Смоленской газете» от 23.12.2010 № 150.

Общество с ограниченной ответственностью «Вяземский водоканал» полагает, что Постановление от 30.11.2010 № 441 не соответствует федеральному законодательству о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ввиду того, что ему был установлен тариф, не обеспечивающий финансовые потребности организации, необходимые для реализации ее производственной программы и полное возмещение затрат организации, связанных с реализацией производственной программы, то есть Ответчиком применены предельные индексы к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые ниже себестоимости соответствующих услуг, в результате которых у Общества возникли убытки за I квартал 2011г. в сумме 15789626 руб. 83 коп., которые он просит взыскать со Смоленской области.

Ответчик оспаривает заявленные требования (т.1, л.д. 88-89), указывая на то, что в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования. Таким образом, вопрос о возмещении убытков организации за 2011 год будет рассмотрен Департаментом при установлении тарифов на 2013 год при условии предоставления организацией подтверждающей годовой отчетности.

Кроме того, Ответчик пояснил, что при установлении на 2011 год для ООО «Вяземск Ф.И.О. предлагаемом Экспертным советом Департамента, индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не превысит предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный Постановлением Департамента от 03.11.2010 № 279, для муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в размере 115%.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все представленные в материалах дела документы, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.



Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) относит возмещение убытков.

В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 ГК РФ - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В качестве основания возмещения убытков в статье 16 ГК РФ названы незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, незаконные акты, т.е. изданные с нарушением закона или иных правовых актов, а также явно выраженный отказ принять акт.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, ответственность государства за действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В целях установления наличия или отсутствия условий для привлечения Ответчика к гражданско-правовой ответственности на основании статьи 1069 ГК РФ за причиненный вред суд при рассмотрении данного требования должен оценить действия ответчика на предмет их законности.

В соответствии с подпунктом 3.1.36 пункта 3 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики и промышленности, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 22.04.2011 № 234, действовавшего в спорный период, к полномочиям Департамента, помимо прочего, относятся установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Смоленской области, с учетом утвержденных представительными органами муниципальных образований Смоленской области инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; определение метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; согласование производственных программ и дает заключение на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.

Кроме того, в силу подпункта 3.1.44 пункта 3 указанного выше Положения Департамент принимает и издает (публикует) в форме постановлений правовые акты, имеющие нормативный характер, по вопросам, относящимся к полномочиям Департамента.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту - Закон N 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.

Пунктом 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

В силу статьи 3 Закона №210-ФЗ (п.2) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При установлении тарифов на оказанные услуги на 2011 год для ООО «Вяземский Водоканал» Департамент руководствовался:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об Основах ценообразования и Порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, принятым Минэкономразвития РФ;

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 03.11.2010 № 279 «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям на 2011 год»;

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее – Основы ценообразования); Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее – Правила регулирования).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения.

Постановление Правительства РФ № 520 в пункте 18 предусматривает следующие методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса:

метод установления фиксированных тарифов;

метод установления предельных тарифов;

метод индексации установленных тарифов.

Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования.

В силу пункта 1 Правил регулирования регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, тарифов на основе долгосрочных параметров и иных долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательств по концессионным соглашениям, объектом которых являются системы коммунальной инфраструктуры, а также с учетом региональных и иных особенностей.

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 №267-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год» в среднем для организаций коммунального комплекса Смоленской области предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на 2011 год утвержден в размере 115%.

В силу статьи 13 Закона № 210-ФЗ (п.1) тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования (п. 2 ст. 13 Закона № 310-ФЗ).

Подпунктом 3 статьи 13 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона № 210-ФЗ основными принципами регулирования тарифов и надбавок являются не только полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, но и достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.

Пунктом 19 Постановления № 520 предусмотрено, что разногласия между органами регулирования и организациями коммунального комплекса, связанные с установлением тарифов и надбавок, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. N 208 “О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса“.

Как установлено судом, Обществом не поданы разногласия в Федеральную службу по установлению тарифов относительно установленных ему на 2011г. тарифов на услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, Ответчик действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями с учетом установленных принципов регулирования тарифов, с соблюдением положений Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Рассматривая спор в части наличия либо отсутствия у Заявителя убытков и их размера, суд исходит из следующего.

Истцом предъявлены к Ответчику убытки за I квартал 2011г., рассчитанные путем умножения межтарифной разницы на объем оказанных Обществом коммунальных услуг, которые составили 15789626 руб. 83 коп.

При этом, Истец считает экономически обоснованными тарифами те, которые предложены им Ответчику для установления тарифов на 2011г.

В частности, по мнению Истца, экономически обоснованный тариф на услуги по водоснабжению составляет себестоимость этих услуг: на производство и транспортировку воды - 18,02 руб./куб.м.; на услуги по водоотведению и очистке сточных вод – 19,64 руб./куб.м.

Межтарифная разница по сравнению с установленными Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 30.11.2010 № 441 «Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО «Вяземский водоканал» тарифами составила на услуги по водоснабжению: на производство и транспортировку воды – 5,39 руб./куб.м.; на услуги по водоотведению и очистке сточных вод – 9,87 руб./куб.м.

Объем оказанных услуг Истца сложился на производство и транспортировку воды – 1081544,00 куб.м.; на водоотведение и очистку сточных вод – 1010041,00 куб.м.

Постановлением Департамента от 30.11.2010 № 441 тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению утверждены для ООО «Вяземский Водоканал» с 1 января по 31 декабря 2011г., то есть на календарный год. Следовательно, при расчете тарифов Департамент исходил из годовых объемов услуг по водоснабжению и водоотведению и годовых затрат.

Согласно Расчету финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы ООО «Вяземский водоканал» и расчету тарифа на услуги по водоснабжению на 2011г. (2, л.д. 36) по статьям затрат (расходы, связанные с производством и реализацией услуг по водоотведению, в том числе: фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, амортизация аренда, материальные затрат, в том числе: материалы, электроэнергия, другие затраты, прочие затраты, прибыль, объем финансовых потребностей, объем реализации услуг) тариф на производство воды составил 9,18 руб./куб. м., на транспортировку воды – 3, 45 руб./куб.м.

Согласно Расчету финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы ООО «Вяземский водоканал» и расчету тарифа на услуги по водоотведению на 2011г. (2, л.д. 37) по статьям затрат (расходы, связанные с производством и реализацией услуг по водоотведению, в том числе: фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, амортизация аренда, материальные затрат, в том числе: материалы, электроэнергия, другие затраты, прочие затраты, прибыль, объем финансовых потребностей, объем реализации услуг) тариф на услуги по водоотведению составил 9,77 руб./куб.м.

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования.

Себестоимость регулируемых услуг, рассчитанная исходя из квартальных фактических затрат и объемов, в течение года отличается от значений установленных тарифов, рассчитанных из годовых показателей, поэтому определение убытков осуществляется всегда по итогам периода регулирования по результатам годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Из вышеизложенного следует, что расчетным периодом регулирования является финансовый год и убытки организации за весь 2011г., если таковые возникнут из-за более высоких (по сравнению с предусмотренными в тарифах) затрат, при условии предоставления подтверждающей годовой отчетности могут быть учтены Ответчиком при установлении тарифов на 2013г.

Доводы Истца о том, что пункт 24 Методических рекомендаций к спорным отношениям неприменим, поскольку в отношении организации в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам, судом отклоняются как необоснованные.

Пунктом 52 Постановления № 520 предусмотрено, что предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.

Предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам (п. 53 Постановления № 520).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.10 № 267-э/2 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год.

В частности, по Смоленской области установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса 115,0%.

Как следует из заключения от 29.11.2010 № 335, писем Департамента от 29.03.2011 № 539/4 и от 01.04.2011№ 665, основанием для установления тарифов Обществу явилось то обстоятельство, что при установлении именно рекомендуемых тарифов индекс роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не превысит предельного индекса изменения роста платы граждан за коммунальные услуги, установленного Постановлением Департамента от 03.11.2010 № 279 для Муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в размере 115,0%.

Из вышеизложенного следует, что Общество подменяет понятие «индекс роста совокупного платежа граждан» понятием «предельный индекс изменения роста платы граждан», что не является идентичными понятиями.

Суд считает, что Истцом также не доказана причинно-следственная связь между действиями Ответчика по установлению тарифов в Постановлении Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 30.11.2010 № 441 «Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод ООО «Вяземский водоканал» и наступившими у Истца неблагоприятными последствиями.

Кроме того, судом установлено и усматривается из материалов дела, что в адрес Смоленского УФАС России поступили материалы расследования, проведенного Вяземской межрайонной прокуратурой Смоленской области, о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области при передаче в аренду муниципального имущества без проведения торгов.

В результате анализа полученных материалов Смоленским УФАС России признаны действия Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области при заключении договора аренды муниципального имущества от 26.10.2010 № 398/01-02-18 с ООО «Вяземский Водоканал» без проведения конкурса или аукциона, предусмотренных положениями части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушающими требования части 1 статьи 15 указанного Закона, о чем вынесено Решение от 31.03.2011 № 969/03 (т.4, л.д. 86-87).

На основании данного Решения Главе Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области выдано Предписание от 31.03.2011 № 970/03 (т.4, л.д. 88) о прекращении нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Решение Комиссии Смоленского УФАС вступило в силу с момента изготовления (31.03.2011) и в судебных инстанциях обжаловано не было.

30.06.2011 Администрацией Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области был объявлен конкурс № 02/05К-11 на право заключения договора аренды имущества, необходимого для организации водоснабжения, водоотведения и очистке сточных для потребителей на территории Вяземского городского поселения Вяземского района. На основании протокола № 3 от 08.09.2011 оценки и сопоставления заявок на участие в указанном выше конкурсе победителем признано ООО «Вяземский Водоканал», с которым и был заключен новый договор аренды № 60 от 20.09.2011 (т.4, л.д. 36-45).

Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу подпункта 1 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (п. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Таким образом, с 26.10.2010 по 08.09.2011 муниципальное имущество, необходимое для организации водоснабжения, водоотведения и очистке сточных вод для потребителей на территории Вяземского городского поселения Вяземского района находилось в распоряжении ООО «Вяземский Водоканал» на основании договора аренды от 26.10.2010 № 398/01-02-18, заключенного с нарушением требований статьи 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Несоответствие требованиям законодательства само по себе является достаточным основанием для констатации факта ничтожности сделки.

В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

С учетом вышеизложенного, суд не находит законных оснований для взыскания с Ответчика убытков в размере 15789626 руб. 83 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью “Вяземский Водоканал“ о взыскании со Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, и тарифной политике и промышленности убытков в сумме 15789626 руб. 83 коп. отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее Решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск) при условии, что Решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Л.В.Борисова