Арбитражная практика

Решение от 14 ноября 2011 года № А20-1795/2011. По делу А20-1795/2011. Кабардино-Балкарская Республика.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Нальчик Дело №А20-1795/2011

«14» ноября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2011 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Л.К. Добаговой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи З.Х. Хупсергеновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального общеобразовательного учреждения «Прогимназия №3 г. Баксана», г. Баксан

о признании незаконными действий межрайонной инспекции ФНС России №2 по КБР,

г. Баксан

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Карабова М.Д - по доверенности №93 от 01.08.2011г.

от ответчика: Карданова Р.М. - по доверенности №03-19/00227 от 03.02.2011г.

Установил:



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №3 г. Баксана», г. Баксан обратилось в Арбитражный суд КБР к Межрайонной ИФНС России № 2 по КБР, г. Баксан (далее – инспекция, налоговый орган) с заявлением об оспаривании действий налогового органа, выразившимся в выдаче справки №17521 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.06.2011г.

Представитель учреждения просит признать незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Баксан, выразившиеся в выдаче муниципальному общеобразовательному учреждению «Прогимназия №3 г. Баксана», г. Баксан справки №17521 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.06.2011 со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а именно: налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет РФ штраф в сумме 81 руб. 24 коп., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет КБР штраф в сумме 218 руб. 76 коп., земельный налог штраф в сумме 100 руб., налог на добавленную стоимость штраф в сумме 200 руб. единый социальный налог зачисляемый в бюджет РФ пени в сумме 48 444 руб. 62 коп., единый социальный налог зачисляемый в Фонд социального страхования пени в сумме 579 руб. 50 коп., задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов налог в сумме 7 405 руб. 57 коп., пени в сумме 20 000 руб. 32 коп.

А также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд принял в порядке статьи 49 АПК РФ уточненные требования заявителя.

Представитель учреждения в судебном заседании, поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика полностью признал уточненные исковые требования.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд считает требования учреждения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что инспекция на основании заявления учреждения выдала справку № 17521 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 03.06.2011г., согласно которой у организации имеется задолженность по налогам, пеням и штрафам.

Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания оспариваемых сумм задолженности, а потому эти суммы не должны включаться в справку, организация обратилась в суд с названным заявлением.

Судом было предложено инспекции представить пояснения по периоду образования недоимки, а также документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке.

Письменного отзыва налоговый орган прислал в суд, где признал заявленные требования в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия у налогоплательщика недоимки, обязанности по уплате пени и штрафа.



Из материалов дела следует, что в справке, выданной учреждению, содержатся сведения о задолженности по налогам и пени без отражения информации о невозможности взыскания этих долгов в принудительном порядке.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Инспекцией не представлены доказательства принятия решений о взыскании налогов с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

По смыслу пункта 3 и 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать такую задолженность.

Статьей 25 Закона N 167-ФЗ закреплено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Сведения о взыскании в судебном порядке страховых взносов пенсионным фондом и возбуждении исполнительных производств о взыскании оспариваемых сумм - отсутствуют.

При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов (сборов) штрафов и пени.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N4381/09.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление муниципального общеобразовательного учреждения «Прогимназия №3 г. Баксана», г. Баксан удовлетворить. Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по КБР, г. Баксан, выразившиеся в выдаче муниципальному общеобразовательному учреждению «Прогимназия №3 г. Баксана» справки № 17521 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.06.2011 со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а именно: - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет РФ штраф в сумме 81 руб. 24 коп.,

налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет КБР штраф в сумме 218 руб. 76 коп.,

земельный налог штраф в сумме 100 руб.,

налог на добавленную стоимость штраф в сумме 200 руб.

единый социальный налог зачисляемый в бюджет РФ пени в сумме 48 444 руб. 62 коп.,

единый социальный налог зачисляемый в Фонд социального страхования пени в сумме 579 руб. 50 коп.,

задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов налог в сумме 7 405 руб. 57 коп., пени в сумме 20 000 руб. 32 коп.

Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России № 2 по Кабардино-Балкарской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального общеобразовательного учреждения «Прогимназия №3 г. Баксана», г. Баксан путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена. 4. Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Л.К. Добагова