Арбитражная практика

Решение от 09 ноября 2011 года № А82-10124/2011. По делу А82-10124/2011. Ярославская область.

Решение

г.Ярославль Дело № А82-10124/2011

09.11.2011.

Резолютивная часть решения от 01.11.2011.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой при ведении протокола судебного заседания секретарем Франгу А.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие «Свобода» (ИНН 7613004575, ОГРН 1087611000883)

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области № 27 от 17.08.2011 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя – Соловьев В.Н. директор;

от ответчика – Кузнецова Г.И. по довер. от 24.12.2010;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие «Свобода» (далее – Общество, ООО СП «Свобода») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области от 17.08.2011 № 27 о привлечении к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель поддержал предъявленное требование. Считает, что проверка и рассмотрение дела об административном правонарушении проведены с нарушением процессуальных норм. Указывает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку ни склад, ни обнаруженная смесь (пестициды) Обществу не принадлежат, при реорганизации Обществу не передавались, были списаны предшественником. Более того, склад находится не на территории предприятия, а расположен на землях сельского поселения дер.Борисовское, в связи с чем виновным лицом заявитель считает Администрацию сельского поселения.

Административный орган считает вынесенное Постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд



Установил:

Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением сотрудников Управления Россельхознадзора по Ярославской области в период 07.07.2011-09.08.2011 проведена проверка исполнения действующего законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами на территории Большесельского муниципального района Ярославской области.

В ходе проверки установлено, что на территории ООО СП «Свобода» в 300 м. от д.Борисовское находится склад хранения пестицидов и агрохимикатов; хранение осуществляется с нарушением требований СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 № 17: часть склада для хранения агрохимикатов разрушена, отделение для хранения пестицидов разрушается. Вход и окно с лицевой стороны заложены кирпичем, в окне кирпичи не скреплены цементным раствором, крыша над местом хранения пестицидов разрушена, внутрь попадают атмосферные осадки.

Усмотрев в действиях (бездействии) ООО СП «Свобода» признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.3 КоАП РФ, 09.08.2011 и.о.Ярославского межрайонного природоохранного прокурора вынес Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области 17.08.2011 вынесено Постановление № 27 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения ООО СП «Свобода» к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены Федеральным закона № 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Согласно статье 19 указанного закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде.

Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 02.03.2010 N 17 утверждены и введены в действие санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.2584-10 “Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов“ (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил Обращение с пестицидами и агрохимикатами на территории Российской Федерации должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил, а также нормативных и/или технических документов на конкретные препараты. Обращение с пестицидами и агрохимикатами должно отвечать требованиям, установленным при государственной регистрации указанных средств.

Пунктами 2.5, 5.1 Правил установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

Хозяйствующие субъекты, занятые в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, обязаны обеспечить соблюдение установленных регламентов и условий хранения, транспортировки, реализации и применения указанных средств (пункт 2.6 Правил).

В силу статьи 1 Закона под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); под агрохимикатами - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа.



Оспариваемым Постановлением Обществу вменяется нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на административный орган.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные сторонами документы, суд пришел к выводу, что административным органом не представлено доказательств принадлежности склада и использования его для осуществления хозяйственной деятельности ООО СК «Свобода».

Как установлено судом, ООО СП «Свобода» является правопреемником Производственного сельскохозяйственного кооператива «Свобода», который, в свою очередь, являлся правопреемником Совхоза «Свобода». Из представленных заявителем передаточных актов от 1992г. и 2008г. не усматривается, что спорный склад передавался реорганизованными юридическими лицами правопреемникам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, доказательств передачи склада Обществу с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие «Свобода» не имеется. Заявитель принадлежность склада Обществу отрицает.

Кроме того, суд полагает, что административным органом не представлено доказательств размещения склада на землях, принадлежащих Обществу, а также не представлено надлежащих доказательств того, что обнаруженные на складе препараты являются пестицидами и агрохимикатами. Данные препараты в ходе проверки не изымались, не направлялись на исследование. Доводы о том, что обнаруженные препараты имеют специфический запах и не могут быть перепутаны с иными веществами, судом не принимаются.

Таким образом, административным органом не доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление по делу об административном правонарушении № 27 от 17.08.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие «Свобода» (ИНН 7613004575, ОГРН 1087611000883) к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова