Арбитражная практика

Решение от 10 ноября 2011 года № А20-1906/2011. По делу А20-1906/2011. Кабардино-Балкарская Республика.

Именем Российской Федерации

Решение

г. Нальчик Дело №А20-1906/2011

«10» ноября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2011 года

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

в составе судьи Л.К. Добаговой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи З.Х. Хупсергеновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Черекский Райкомбинат», п. Кашхатау

о признании незаконными действий межрайонной ИФНС России №5 по КБР, г. Тырныауз

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя :Атабиевой Г.А. - по доверенности №8 от 27.10.2011г.

от ответчика: Атабиевой А.А. - по доверенности №3 от 07.07.2011г.

Установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Черекский Райкомбинат», п. Кашхатау обратилось в Арбитражный суд КБР к Межрайонной ИФНС России № 5 по КБР, г. Тырныауз (далее – инспекция, налоговый орган) с заявлением, выразившимся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2008 №4293.

Представитель учреждения просит признать незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России № 5 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Тырныауз, выразившиеся в выдаче муниципальному унитарному предприятию «Черекский Райкомбинат», п. Кашхатау справки №4293 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2011 со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а именно: - налог на доход физических лиц недоимка в сумме 35 644 руб., пеня в сумме 90 986 руб. 62 коп., штраф в сумме 20 259 руб. 60 коп.; налог на добавленную стоимость недоимка в сумме 180 065 руб. 06 коп., пеня в сумме 226 904 руб. 91 коп., штраф в сумме 31 601 руб.; единый налог, взимаемый с налогоплательщиков (доходы минус расходы) по ставке 15% недоимка в сумме 178 033 руб., пеня в сумме 29 493 руб. 74 коп., штраф в сумме 35 717 руб.; единый минимальный налог, зачисляемый в внебюджетные фонды пеня в сумме 1 325 руб. 50 коп.; налог на имущество недоимка в сумме 82 462 руб., пеня в сумме 42 466 руб. 18 коп.; транспортный налог недоимка в сумме 920 руб., пеня в сумме 484 руб. 14 коп.; земельный налог недоимка в сумме 8 361 руб., пеня в сумме 1 069 руб. 91 коп.; водный налог недоимка в сумме 13 руб. 63 коп., пеня в сумме 30 руб. 42 коп., штраф в сумме 07 коп.; налог на имущество недоимка в сумме 152 209 руб. 14 коп., пеня в сумме 205 979 руб. 05 коп., штраф в сумме 18 547 руб. 57 коп.; налогу с владельцев транспортных средств недоимка в сумме 555 руб. 30 коп., пеня в сумме 1 239 руб. 39 коп., штраф в сумме 100 руб.; налог на пользователей автомобильных дорог недоимка в сумме 27 332 руб. 22 коп., пеня в сумме 37 902 руб. 72 коп., штраф в сумме 3 500 руб.; земельный налог недоимка в сумме 125 912 руб. 97 коп., пени в сумме 89 584 руб. 30 коп., штраф в сумме 6 900 руб.; налог с продаж недоимка в сумме 12 957 руб. 07 коп., пеня в сумме 13 495 руб. 64 коп., штраф в сумме 1 100 руб.; сбор на нужды образовательных учреждений недоимка в сумме 400 руб., пеня в сумме 768 руб. 93 коп., штраф в сумме 50 руб.; прочие налоги и сборы бюджет КБР недоимка в сумме 364 руб. 24 коп., пеня в сумме 1 220 руб. 37 коп., штраф в сумме 50 руб.; целевые сборы на содержание милиции недоимка в сумме 1 593 руб., пеня в сумме 1 217 руб. 16 коп., штраф в сумме 100 руб.; прочие местные налоги и сборы пеня в сумме 200 руб.; недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ недоимка в сумме 153 800 руб., пена в сумме 415 178 руб. 88 коп., штраф в сумме 19 200 руб.; недоимка, пени, штрафы в фонд социального страхования РФ недоимка в сумме 885 руб., пеня в сумме 1 252 руб. 14 коп., штраф в сумме 100 руб.; недоимка, пени, штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 1 106 руб. 49 коп., пеня в сумме 5 878 руб. 65 коп., штраф в сумме 103 руб. 99 коп.; недоимка, пени, штрафы по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 18 500 руб., пеня в сумме 93 809 руб. 84 коп., штраф в сумме 2 200 руб.; недоимка, пени, штрафы в государственный фонд занятости населения недоимка в сумме 2 692 руб. 29 коп., пеня в сумме 4 617 руб. 04 коп., штраф в сумме 300 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет РФ недоимка в сумме 472 658 руб. 26 коп., пеня в сумме 353 707 руб. 33 коп., штраф в сумме 20 100 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования РФ недоимка в сумме 41 081 руб. 62 коп., пеня в сумме 32 825 руб. 67 коп., штраф в сумме 2 980 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 2 959 руб. 30 коп., пеня в сумме 2 271 руб. 29 коп., штраф в сумме 200 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 56 447 руб. 91 коп., пеня в сумме 44 486 руб. 16 коп., штраф в сумме 4 100 руб.; денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства штраф в сумме 3 700 руб.; денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения штраф в сумме 50 руб., всего в сумме 3 426 308 руб. 71 коп.

А также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд принял в порядке статьи 49 АПК РФ уточненные требования заявителя.

Представитель учреждения в судебном заседании, поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика полностью признал уточненные исковые требования.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд считает требования учреждения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что инспекция на основании заявления учреждения выдала справку № 4293 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.06.2008, согласно которой у организации имеется задолженность по налогам, пеням и штрафам.

Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания оспариваемых сумм задолженности, а потому эти суммы не должны включаться в справку, организация обратилась в суд с названным заявлением.

Судом было предложено инспекции представить пояснения по периоду образования недоимки, а также документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке.

Письменного отзыва налоговый орган представил, в судебном заседании признал заявленные требования в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия у налогоплательщика недоимки, обязанности по уплате пени и штрафа.

Из материалов дела следует, что в справке, выданной учреждению, содержатся сведения о задолженности по налогам и пени без отражения информации о невозможности взыскания этих долгов в принудительном порядке.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Инспекцией не представлены доказательства принятия решений о взыскании налогов с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

По смыслу пункта 3 и 9 статьи 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать такую задолженность.

Статьей 25 Закона N 167-ФЗ закреплено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Сведения о взыскании в судебном порядке страховых взносов пенсионным фондом и возбуждении исполнительных производств о взыскании оспариваемых сумм - отсутствуют.

При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов (сборов) штрафов и пени.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 N4381/09.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление муниципального унитарного предприятия «Черекский Райкомбинат», п. Кашхатау удовлетворить. Признать незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России № 5 по КБР, г. Тырныауз, выразившиеся в выдаче муниципальному унитарному предприятию «Черекский Райкомбинат», п. Кашхатау справки № 4293 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2008г. со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а именно: - налог на доход физических лиц недоимка в сумме 35 644 руб., пеня в сумме 90 986 руб. 62 коп., штраф в сумме 20 259 руб. 60 коп.;

налог на добавленную стоимость недоимка в сумме 180 065 руб. 06 коп., пеня в сумме 226 904 руб. 91 коп., штраф в сумме 31 601 руб.;

единый налог, взимаемый с налогоплательщиков (доходы минус расходы) по ставке 15% недоимка в сумме 178 033 руб., пеня в сумме 29 493 руб. 74 коп., штраф в сумме 35 717 руб.;

единый минимальный налог, зачисляемый в внебюджетные фонды пеня в сумме 1 325 руб. 50 коп.;

налог на имущество недоимка в сумме 82 462 руб., пеня в сумме 42 466 руб. 18 коп.;

транспортный налог недоимка в сумме 920 руб., пеня в сумме 484 руб. 14 коп.;

земельный налог недоимка в сумме 8 361 руб., пеня в сумме 1 069 руб. 91 коп.;

водный налог недоимка в сумме 13 руб. 63 коп., пеня в сумме 30 руб. 42 коп., штраф в сумме 07 коп.;

налог на имущество недоимка в сумме 152 209 руб. 14 коп., пеня в сумме 205 979 руб. 05 коп., штраф в сумме 18 547 руб. 57 коп.;

налогу с владельцев транспортных средств недоимка в сумме 555 руб. 30 коп., пеня в сумме 1 239 руб. 39 коп., штраф в сумме 100 руб.;

налог на пользователей автомобильных дорог недоимка в сумме 27 332 руб. 22 коп., пеня в сумме 37 902 руб. 72 коп., штраф в сумме 3 500 руб.;

земельный налог недоимка в сумме 125 912 руб. 97 коп., пени в сумме 89 584 руб. 30 коп., штраф в сумме 6 900 руб.;

налог с продаж недоимка в сумме 12 957 руб. 07 коп., пеня в сумме 13 495 руб. 64 коп., штраф в сумме 1 100 руб.;

сбор на нужды образовательных учреждений недоимка в сумме 400 руб., пеня в сумме 768 руб. 93 коп., штраф в сумме 50 руб.;

прочие налоги и сборы бюджет КБР недоимка в сумме 364 руб. 24 коп., пеня в сумме 1 220 руб. 37 коп., штраф в сумме 50 руб.;

целевые сборы на содержание милиции недоимка в сумме 1 593 руб., пеня в сумме 1 217 руб. 16 коп., штраф в сумме 100 руб.;

прочие местные налоги и сборы пеня в сумме 200 руб.;

недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ недоимка в сумме 153 800 руб., пена в сумме 415 178 руб. 88 коп., штраф в сумме 19 200 руб.;

недоимка, пени, штрафы в фонд социального страхования РФ недоимка в сумме 885 руб., пеня в сумме 1 252 руб. 14 коп., штраф в сумме 100 руб.;

недоимка, пени, штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 1 106 руб. 49 коп., пеня в сумме 5 878 руб. 65 коп., штраф в сумме 103 руб. 99 коп.;

недоимка, пени, штрафы по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 18 500 руб., пеня в сумме 93 809 руб. 84 коп., штраф в сумме 2 200 руб.;

недоимка, пени, штрафы в государственный фонд занятости населения недоимка в сумме 2 692 руб. 29 коп., пеня в сумме 4 617 руб. 04 коп., штраф в сумме 300 руб.;

единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет РФ недоимка в сумме 472 658 руб. 26 коп., пеня в сумме 353 707 руб. 33 коп., штраф в сумме 20 100 руб.;

единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования РФ недоимка в сумме 41 081 руб. 62 коп., пеня в сумме 32 825 руб. 67 коп., штраф в сумме 2 980 руб.;

единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 2 959 руб. 30 коп., пеня в сумме 2 271 руб. 29 коп., штраф в сумме 200 руб.;

единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования недоимка в сумме 56 447 руб. 91 коп., пеня в сумме 44 486 руб. 16 коп., штраф в сумме 4 100 руб.;

денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства штраф в сумме 3 700 руб.;

денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения штраф в сумме 50 руб., всего в сумме 3 426 308 руб. 71 коп.

Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России № 5 по Кабардино-Балкарской Республике, г. Тырныауз устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия «Черекский Райкомбинат», п. Кашхатау путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена. 4. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Л.К. Добагова