Арбитражная практика

Решение от 14 ноября 2011 года № А05-10175/2011. По делу А05-10175/2011. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение

14 ноября 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-10175/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 14 ноября 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрел 14.11.2011 в открытом судебном заседании дело №А05-10175/2011

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, расположенного по адресу: 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д.47)

к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. (ОГРН 304290103000100, место жительства: 163020, г. Архангельск, ул. Советская, д.21, кв.11)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Вепрев Андрей Игоревич по доверенности от 01.07.2011 №18, служебное удостоверение №03496;

ответчика – не явился, о судебном заседании надлежаще извещёнобразом извещённых о времени и месте рассмотрения судом дела.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к предпринимат Ф.И.О. (далее – предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на сайтах Высшего Арбитражного Суда РФ и Арбитражного суда Архангельской области.

Дело рассмотрено судом в порядке части 3 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие привлекаемого к ответственности лица, определение суда от 20.10.2011, направленное предпринимателю по адресу проживания, возвращено организацией почтовой связи с отметкой «истёк срок хранения».

Капитула Вячеслав Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чём в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304290103000100.

В соответствии с положениями статей 27,29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ относятся к подведомственности арбитражного суда.

В ходе исследования обстоятельств дела судом установлены следующие фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для рассмотрения судом дела.

Предприниматель имеет лицензию за государственным номером АСС-29-201085 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Срок действия этой лицензии, выданной управлением, установлен на период с 28.04.2010 по 28.04.2015.

Государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и НАО Вепревым А.И. 19.08.2011 в 09 час. 50 мин. на перекрёстке «ул. Галушина - пр. Московский» в г. Архангельске и 29.09.2011 в 10 час. 55 мин. в г. Архангельске на ул. Галушина, д. 32 в присутствии водителей Попова С.Н. и Мелехова Ю.В. соответственно проведена проверка автобусов ПАЗ-320540, гос. номер Н376ВВ/29 и ПАЗ-320540, гос. номер АВ563/29, используемых предпринимателем Капитулой В.И., осуществлявшим перевозку пассажиров по автобусному маршрутам №5У «ул. Галушина - ул. Двинская», №51 «6-ой микрорайон – микрорайон Первых Пятилеток», о чем составлены акты осмотра автобусов №231 от 19.08.2011, № 272 от 29.09.2011.

Государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и НАО Вепревым А.И. 29.09.2011 в 11 час. 15 мин. в г. Архангельске на ул. Галушина, д. 32 в присутствии водителя Гартман А.Ф. проведена проверка автобуса ПАЗ-32054 гос. номер АС075/29, используемого предпринимателем Капитулой В.И., осуществлявшим перевозку пассажиров по автобусному маршрутам №51 «6-ой микрорайон – микрорайон Первых Пятилеток», о чем составлен акт осмотра автобуса № 271 от 29.09.2011, №231 от 29.09.2011.

В ходе проверок было установлено, что предприниматель, осуществляя предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, нарушил требования и условия, предусмотренные специальным разРешением (лицензией), а именно:

не выполнил требования пп. 2 п. 5 раздела 2, пп. 3, 4 п. 6 раздела 2, п. 12 раздел 3, п. 16, раздела 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152,

не выполнил требования пп. «а» п. 29, п. 30, пп. «б» п. 29, п. 32, пп. «в» п. 29, п. 33, п. 35, п. 36, пп. «а» п. 37, пп. «е,и» п. 37, п.43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112,

не выполнил требования п. 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2,

не выполнил требования п. 2.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 №15.

Извещением №05-15/1947 от 22.08.2011 Управление уведомило предпринимателя Капитулу В.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предложив принять участие. Уведомление вручено предпринимателю Капитуле В.И.

30 сентября 2011 года полномочным лицом Управления Вепревым А.И. у предпринимателя Капитулы В.И. отобраны письменные объяснения, в которых предприниматель признаёт факт совершения правонарушения и вину в совершении правонарушения, раскаивается в содеянном, просит рассмотреть материалы дела в его отсутствие.

При отобрании объяснения предпринимателю разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём сделана запись в объяснениях и имеется подпись предпринимателя.

30 сентября 2011 года по результатам проверки государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и НАО Вепревым А.И. на основании части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении предпринимателя составлен протокол № 381 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражены выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушения. Копия протокола вручена предпринимателю 30.09.2011, согласно его подписи в протоколе.

Протоколом установлено, что предприниматель Капитула В.И. нарушил требования, предусмотренные подпунктом «б» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637.

В объяснениях, данных 30.09.2011, предприниматель факт нарушений не оспаривал. Копия протокола вручена предпринимателю лично, о чём имеется отметка на протоколе.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена частью 3 статьи 23.1 указанного Кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ).

В соответствии со статьёй 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения).

Согласно п. 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 утверждены Правила дорожного движения, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. При этом другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

В соответствии с положениями пп. 2 п. 5 раздела2, пп. 3, 4 п. 6 раздела 2, п. 12 раздел 3, п. 16, раздела 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 в путевом листе должен быть указан номер путевого листа; показания одометра (пробега км) при выезде транспортного средства из гаража; штамп лица, владеющего транспортным средством на правах собственности; дата и время выезда должны быть заверены подписью и печатью уполномоченного лица с указанием инициалов и фамилии; имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр.

В соответствии с положениями пп. «а» п. 29, п. 30, пп. «б» п. 29, п. 32, пп. «в» п. 29, п. 33, п. 35, п. 36, пп. «а» п. 37, пп. «е,и» п. 37, п.43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 над лобовым стеклом и (или) в верхней части лобового стекла обязателен к наличию указатель маршрута регулярных перевозок и наименованием начального и конечного остановочных пунктов и номером маршрута; на заднем окне обязательна к указанию информация о номере маршрута; над каждой дверью с наружной стороны, через которую осуществляется вход пассажиров обязательна к наличию табличка «Вход», а с внутренней стороны - таблички «Выход»; по правой стороне движения транспортного средства и над лобовым стеклом обязательна к указанию информация о перевозчике. Внутри транспортного средства обязат6льно наличие Правил пользования транспортным средством; информация о перевозчике, водителе, кондукторе, контактная информация, информация о контролирующем органе; информация о местах расположения огнетушителей и мест для инвалидов либо пассажиров с детьми, информация о стоимости проезда в транспортном средстве, стоимости провоза ручной клади и провозе багажа. В выдаваемых пассажирам билетах должны содержаться обязательные реквизиты, включающие наименование организации, выдавшей билет.

Согласно п. 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2 лицо, организующее пассажирские перевозки должно обеспечить водителя договором аренды транспортного средства, эксплуатируемого для перевозки пассажиров, лицензионной карточкой установленного образца.

В соответствии с требованиями п. 2.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 №15 каждый используемый для перевозки пассажиров автомобильным транспортом подвижной состав должен быть обеспечен лицензионной карточкой установленного образца.

Актами осмотра транспортных средств №231, №271 и №272, объяснениями предпринимателя Капитулы В.И., путевыми листами от 19.08.2011 №343, от 29.09.201 №2200, от 29.09.2011 №2195, свидетельствами о регистрации транспортных средств, договорами аренды транспортных средств, фотоматериалами подтверждается, что предприниматель Капитула В.И. нарушил требования вышеуказанных нормативных актов: в путевом листе от 19.08.2011 №343, выданном на автобус ПАЗ-320540 с гос. номером Н376ВВ/29, отсутствуют имя, отчество, почтовый адрес индивидуального предпринимателя, в путевом листе от 29.09.2011 №2200, выданном на автобус ПАЗ- 320540, гос. номер АВ 563/29, отсутствуют дата, время и показания одометра одометра (пробега км) при выезде транспортного средства из гаража, в путевом листе №343 от 19.08.2011, выданном на автобус ПАЗ-320540, гос. номер Н376ВВ/29, отсутствуют показания одометра (полные км пробега). В путевых листах №2195 от 29.09.2011 и №2200 от 29.09.2011, выданных на автобус ПАЗ-320540 гос. номер АВ563/29 и на автобус ПАЗ-32054, гос. номер АС075/29 соответственно, в заголовочной части отсутствуют штамп индивидуального предпринимателя, владеющего соответствующим транспортным средством на правах собственности. В путевом листе от 19.08.2011 №343, выданном на автобус ПАЗ-320540 с гос. номером Н376ВВ/29, отсутствуют имя, отчество медицинского работника, производившего предрейсовый медицинский осмотр.

В автотранспортных средствах ПАЗ-320540 гос. номер АВ 563/29 и ПАЗ-320540 с гос. номером Н376ВВ/29, используемых предпринимателем Капитулой В.И., осуществлявшим перевозку пассажиров по автобусным маршрутам №5У и №51, допущены нарушения по оформлению транспортных средств в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, зафиксированные актами, протоколом и фотоматериалами. Предприниматель Капитула В.И. факт совершения данного нарушения не оспаривает.

При анализе доказательств по делу установлено, что предприниматель Капитула В.И. не обеспечил водителя Гартман А.Т. договором аренды на автобус ПАЗ-32054, гос. номер АС075/29, и лицензионной карточкой установленного образца.

Предпринимателем Капитулой В.И. при осуществлении предпринимательской деятельности использовался подвижной состав, автобус ПАЗ-32054, гос. номер АС075/29, не имеющий лицензионную карточку установленного образца.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 196-ФЗ техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В целях обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта, принадлежащего индивидуальным предпринимателям, и с целью осуществления мониторинга транспортных услуг, выполняемых индивидуальными предпринимателями, были изданы Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, которые определяют задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения

С учётом изложенного, суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Судом не установлены нарушения требований законодательства при проведении проверки в отношении предпринимателя, а также при возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров. Использование транспортных средств связано с повышенной опасностью для окружающих, поэтому нормы Федерального закона № 196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» исходят из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за соблюдение безопасности дорожного движения.

Общие правила назначения административного наказания, установленные частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривают, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Судом установлено, что предприниматель Капитулы В.И. решениями Арбитражного суда Архангельской области от 29.04.2011 по делу №А05-2756/2011, от 11.05.2011 по делу №3283/2011 ранее привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть совершил административное правонарушение повторно, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим ответственность.

С учетом изложенного, суд пришёл к выводу, что предприниматель Капитула В.И. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

В соответствии со статьёй 32.2 КоАП РФ лицу, привлечённому к административной ответственности, следует не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа – Управления Федерального казначейства по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт № 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901043148, КПП 290101001, КБК 10611690040040000140, код ОКАТО 11401000000.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Привлечь индивидуального предпринимат Ф.И.О. 04.02.1975 года рождения, уроженца г. Архангельска, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290103000100, проживающего по адресу: 163020, г. Архангельск, ул. Советская, д.21, кв.11, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова