Арбитражная практика

Решение от 10 ноября 2011 года № А63-8490/2011. По делу А63-8490/2011. Ставропольский край.

Решение г. Ставрополь Дело № А63-8490/2011

09 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Довнар О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетян К.Р.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, ст. Курская, ОГРН 1022600824311

к администрации Курского муниципального района Ставропольского края, ст. Курская, ОГРН1042600393516

о признании права муниципальной собственности муниципального образования Курского сельсовета Ставропольского края на объект недвижимости - автомобильную дорогу, литер АД, общей площадью 3240,0 кв.м, инвентарный номер 12314, расположенную по адресу: Ставропольский край, Курский район, ст. Курская, ул. Садовая,

в отсутствие представителей истца, ответчика, надлежащим образом извещенных,

Установил:

администрация муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Курского муниципального района Ставропольского края о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – автомобильную дорогу, литер АД, общей площадью 3240,0 кв.м, инвентарный номер 12314, расположенную по адресу: Ставропольский край, Курский район, ст. Курская, ул. Садовая.

Исковые требования мотивированы тем, что спорная автомобильная дорога имеет капитальные конструктивные элементы; находится в границах населенного пункта (сельского поселения) станица Курская Курского района Ставропольского края; не является автомобильной общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения и не находится в собственности юридических и физических лиц и в силу действующего законодательства может находиться в собственности поселений как автомобильная дорога местного значения в границах населенного пункта поселения. Отнесение федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения за счет средств местного бюджета и отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности препятствуют истцу осуществлять содержание, ремонт и реконструкцию спорной дороги.

Представитель истца в судебное заседание не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие с учетом документов имеющихся в материалах дела.

В отзыве на исковое заявление администрация Курского муниципального района Ставропольского края указывает, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.



Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости имеет следующие технические характеристики: автомобильная дорога, литер АД, общей площадью 3240,0 кв.м, инвентарный номер 12314, расположенная по адресу: Ставропольский край, Курский район, ст. Курская, ул. Садовая. Данное обстоятельство подтверждается технической документацией, а именно кадастровым и техническим паспортами, выданными Курским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация». В соответствии с данными технического паспорта элементы проезжей части полотна автодороги по данным инвентаризации по состоянию на 24.03.2011 имеют следующие характеристики: подстилающий слой – песчаный, основание – щебеночное, покрытие – черный щебень, покрытие - асфальтобетонное.

Спорная автодорога находится на земельном участке с кадастровым номером 26:36:031312:438, категория земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения автомобильных дорог, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 29.12.2009.

Спорная автодорога находится в границах муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края, границы которого установлены статьей 4 закона Ставропольского края от 17.05.2004 № 32-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Курском районе Ставропольского края», согласно приложению №4 - описанию границы муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края и приложению к описанию границы – схематической карте данного муниципального образования.

Указанное описание и схематическая карта свидетельствуют о том, что границы поселения – станица Курская Курского района Ставропольского края не пересекают границы муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края и не выходят за его пределы.

Уставом муниципального образования Курский сельсовет Курского района Ставропольского края (п.2 ст.2 Устава) установлено, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли пяти населенных пунктов: ст.Курская, х.Новая Деревня, х.Новотаврический, пос.Ровный, с.Добровольное. прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Согласно справкам отдела имущественных и земельных отношений Администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 09.09.2011 и главного архитектора отдела муниципального хозяйства Администрации Курского муниципального района Ставропольского края автодорога расположена в границах населенного пункта (сельского поселения) станица Курская Курского района Ставропольского края.

Доказательством того, что спорная автодорога не является автомобильной дорогой общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения и не находится в собственности юридических и физических лиц являются:

ее отсутствие в Перечне автомобильных дорог федерального значения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.11.1010 № 928, в соответствии с которым на территории Ставропольского края расположены следующие автомобильные дороги федерального значения: Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала – учетный №Р-215, идентификационные №№ 00 ОП ФЗ Р-215 (Е119, Е50, АН8, СНГ); Астрахань-Элиста-Ставрополь – учетный №Р-216, идентификационный № 00 ОП ФЗ Р-216, применяемый до 31.12.2017 г. включительно учетный №А-154; «Кавказ» – учетный №Р-217, идентификационные №№ 00 ОП ФЗ Р-217 (Е50, Е117, Е119, АН8, СНГ), применяемый до 31.12.2017 г. включительно учетный №М-29; Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск – учетный №А-157, идентификационный № 00 ОП ФЗ А-157, применяемый до 31.12.2017 г. включительно учетный №А-157; Лермонтов-Черкесск – учетный №А-156, идентификационный № 00 ОП ФЗ А-156, применяемый до 31.12.2017 г. включительно учетный №А-156; Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды – учетный №А-167, идентификационные №№ 00 ОП ФЗ А-167 (Е50, СНГ). Указанные автомобильные дороги федерального значения согласно Атласу автомобильных дорог «Европейская Россия. Страны СНГ и Балтии» издательства «Меркурий Центр Карта» по территории сельского поселения станица Курская Курского района Ставропольского края не проходят. Данное обстоятельство подтверждается также Решением об отказе в предоставлении информации об объектах учета из реестра федерального имущества от 21.06.2011 г. №5912/02, в соответствии с которым сведения об Автодороге, о признании права собственности на которую просит истец, в реестре федерального имущества отсутствуют.

ее отсутствие в Перечне автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения), утвержденном Постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 №334-п, в соответствии с которым на территории Курского района Ставропольского края расположены следующие автомобильные дороги, находящиеся в собственности Ставропольского края регионального или межмуниципального значения: Новопавловск-Курская-Моздок (в границах Ставропольского края) – учетный № 07 ОП РЗ 07К-046; Курская-Горнозаводское – учетный № 07 ОП РЗ 07К-050; Курская-Каясула – учетный № 07 ОП РЗ 07К-065; Полтавское-Богдановка-Степное – учетный № 07 ОП РЗ 07К-066; Стодеревская-Серноводское-Уваровское – учетный № 07 ОП РЗ 07К-0674 Каново-Черноярская (в границах Ставропольского края) – учетный № 07 ОП РЗ 07К-068; Курская-Новотаврический- примыкание к автомобильной дороге «Зеленокумск-Соломенское-Степное» – учетный № 07 ОП РЗ 07К-069; Моздок-Ищерская (в границах Ставропольского края) – учетный № 07 ОП РЗ 07К-070.

Согласно ответу на запрос истца министерства имущественных отношений Ставропольского края от 31.05.2011 и ответу на запрос истца отдела имущественных и земельных отношений администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 21.04.2011 автодорога, о признании права собственности на которую просит истец, в реестре государственного имущества Ставропольского края и реестре имущества муниципальной собственности Курского муниципального района Ставропольского края не значится.

Факт отсутствия зарегистрированного права собственности на автодорогу Российской Федерации, Ставропольского края, Курского муниципального района Ставропольского края, а также иных юридических и физических лиц подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 18.07.2011 в соответствии с которым в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о регистрации права на недвижимое имущество: автодорогу – улица Садовая.

Таким образом, притязаний на указанный объект со стороны третьих лиц не заявлено, ограничения (обременения) не зарегистрированы, что подтверждается указанными выше справками об отсутствии имущества в реестрах государственной, краевой собственности, выпиской из ЕГРП об отсутствии зарегистрированных прав.

Поскольку истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности на спорные объекты, кроме как по решению арбитражного суда, установить право собственности на указанные объекты недвижимости, истец обратился с иском в суд.



В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Истец просит признать право собственности на внутрипоселковую автомобильную дорогу. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Также, согласно части 8 статьи 6 закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом положениями пункта 2 части 2 статьи 50 закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ установлено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании части 2 статьи 12 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, Решение которых в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Однако, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а в соответствии с частью 7 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

При наличии указанных требований действующего законодательства и в отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края истец лишен возможности осуществлять инвестиции, связанные с ее содержанием, ремонтом и реконструкцией, в связи с чем и в соответствии со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования о признании за муниципальным образованием Курского сельсовета Курского района Ставропольского края право муниципальной собственности на заявленное сооружение – автомобильную дорогу подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Решил:

исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Курского сельсовета Ставропольского края на объект недвижимости - автомобильную дорогу, литер АД, общей площадью 3240,0 кв.м, инвентарный номер 12314, расположенную по адресу: Ставропольский край, Курский район, ст. Курская, ул. Садовая.

Настоящее Решение служит основанием для регистрации в регистрирующем органе права собственности на указанный объект недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Н. Довнар