Арбитражная практика

Решение от 18 октября 2007 года № А55-11788/2007. По делу А55-11788/2007. Самарская область.

Решение

18 октября 2007 года

Дело №

А55-11788/2007-3

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Медведев *.*.

рассмотрев 16 октября 2007 года в судебном заседании дело по иску, заявлению Закрытого акционерного общества “Трансмет“, 445627, Самарская область, Тольятти, Ларина, 151

От 15 августа 2007 года №

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, 445031, Самарская область, Тольятти, Татищева, 12

О признании решения от 01.08.2007 г. № 03-14/э/156 недействительным в части



при участии в заседании

от заявителя – Костенкова *.*. , дов. от 16.04.2007

от ответчиков – Дзагуров *.*. , дов. от 31.01.2007

При ведении протокола секретарем судебного заседания Анищенко *.*.

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 18 октября 2007 года.

Установил:

ЗАО «Трансмет» просит признать Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 01.08.2007 № 03-14/Э/156 недействительным в части привлечения заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 от 01.08.2007 № 03-14/Э/156 недействительным в части привлечения заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 153 326 руб., доначисления сумм НДС по внутреннему рынку по срокам 20.11.2006 г.; 20.12.2006 г.; 20.01.2007 г., в размере 766 630 руб. и пени в размере 48 106 руб.

Ответчик заявленные требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2007 г., а так же представленных документов согласно ст. 165 НК РФ – налоговым органом вынесено Решение от 01 августа 2007 г. № 03-14/Э/156. Данным Решением налоговый орган доначислил заявителю НДС по внутреннему рынку в сумме 766 630 руб. по срокам уплаты 20.11.2006 г.; 20.12.2006 г.; 20.01.2007 г., начислил пени в сумме 48 106 и привлек заявителя к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 153 326 руб. на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет НДС.



Основанием для доначисления НДС в сумме 766 630 руб. по срокам уплаты 20.11.2006 г.; 20.12.2006 г.; 20.01.2007 г., начисления пени по ст. 75 НК РФ в сумме 48106 руб. и взыскания штрафа в сумме 153 326 руб. на основании п. 1 ст. 122 НК РФ послужил вывод налогового органа о том, что на момент определения налоговой базы документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов заявителем не представлены в налоговый орган, следовательно он не вправе исчислять НДС за октябрь 2006 г. по сроку - 20 ноября 2006 г., за ноябрь 2006 г. по сроку – 20 декабря 2006 г., за декабрь 2006 г. по сроку 20 января 2006 г. В связи с этим налоговый орган доначислил за октябрь 2006 г. НДС в сумме 231 856 руб. (1 288 090 руб.х18%), за ноябрь 2006 г. в сумме 303 026 руб. (1 683 480 х 18%) и за декабрь 2006 г. НДС в сумме 231 748 руб. ( 1 287 490 руб. х18%), а всего – 766 630 руб.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что порядок, установленный п. 9 ст. 165 НК РФ (документы, указанные в п.п. 1-4 ст. 165 НК РФ представляются для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.п. 1-3 и 8 п. 1 ст. 164 НК РФ в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта и т.д.) – не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют ГТД (грузовые таможенные декларации). В этом случае, по мнению налогового органа, заявитель не должен был определять налоговую базу не на последний день месяца, когда собран полный пакет документов по ст. 165 НК РФ согласно п. 9 ст. 167 НК РФ, а должен был определять налоговую базу в соответствии с положениями п. 1 ст. 167 НК РФ (в редакции ФЗ от 22.07.05 г. № 119-ФЗ) - на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). То есть на день оказания заявителем транспортных услуг ОАО «АвтоВАЗ» в октябре, ноябре 2006 г. по соответствующим счетам-фактурам.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, в т.ч. положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

Пункт 4 статьи 165 НК РФ предусматривает, что при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются следующие документы:

контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165;

копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ). Положения настоящего подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165.

Следовательно, заявитель, оказав экспортные услуги, с учетом положений данной статьи не обязан был представлять грузовую таможенную декларацию для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ, документы (их копии), указанные в пунктах 1-4 статьи 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Таким образом, в отношении заявителя действует иной порядок определения срока исчисления и представления подтверждающих нулевую ставку документов.

Налоговый орган, ссылаясь на пункт 1 статьи 167 НК РФ, не учитывает, что моментом определения налоговой базы является не только наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день опл оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, но и иные случаи, предусмотренные пунктами 3, 7 -11,13 - 15 статьи 167 НК РФ.

В частности, пункт 9 статьи 167 НК РФ, предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, под которые подпадают и оказанные заявителем экспедиторские услуги, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса.

В случае если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки.

Согласно пункту 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ в налогоплательщиком представлены копии договора № 643/00232934/063135 от 06.12.2005г., международных транспортных накладных (CMR), товарно-транспортных накладных, удостоверений допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, коносаментов и поручений на погрузку товара, платежных поручений и выписок банка о подтверждении поступления денежных средств на счет ЗАО «Трансмет», счетов-фактур за транспортные услуги за февраль 2007г. (т.1 л.д.27-150, т.2 л.д.1-52).

Как следует из материалов дела, ЗАО «Трансмет» оказало услуги по транспортировке (п.п. 2п. 1 ст. 164 НК РФ) товаров заказчика - ОАО «АвтоВАЗ»:

в октябре 2006г. на сумму 1 288 090 руб., счета-фактуры № 591 от 02.10.06г., 592 от 02.10.06г., 607 от 11.10.06г., 625 от 16.10.06г., 632 от 23.10.06г., 633 от 23.10.06г., 634 от 23.10.06г., 635 от 23.10.06г.

в ноябре 2006г. на сумму 1 683 480 руб., счета-фактуры № 644 от 09.11.06г., 643 от 09.11.06г., 645 от 09.11.06г., 646 от 09.11.06г., 648 от 15.11.06г., 649 от 15.11.06г., 677 от 21.11.06г., 678 от 24.11.06г., 679 от 24.11.06г., 680 от 28.11.06г.

в декабре 2006г. на сумму 1 287 490 руб., счета-фактуры № 682 от 04.12.06г., 683 от 04.12.06г., 709 от 14.12.06г., 710 от 14.12.06г., 715 от 20.12.06г., 720 от 25.12.06г., 722 от 25.12.06г., 725 от 28.12.06г.

В данном случае, международные транспортные накладные (CMR), товарно-транспортные накладные, поручения на погрузку, коносаменты оформлены октябре-декабре 2006г., а налоговая декларация по НДС за февраль 2007 года с подтверждающими налоговую ставку документами представлена в налоговый орган в 20.03.2007 года, следовательно полный пакет документов был собран налогоплательщиком в пределах 180-дневного срока, что позволяло заявить по данной операции налоговую ставку ноль процентов.

Учитывая налогообложение совершенных заявителем операций по налоговой ставке ноль процентов, а также факт представления документов до истечения 180-дневного срока, сумма налога на добавленную стоимость была исчислена и отражена заявителем в налоговой декларации в соответствии с примененной налоговой ставкой ноль процентов.

Учитывая налогообложение совершенных заявителем операций по налоговой ставке ноль процентов, а также факт представления документов до истечения 180- дневного срока, сумма налога на добавленную стоимость была исчислена и отражена заявителем в налоговой декларации в соответствии с примененной налоговой ставкой ноль процентов.

Таким образом, утверждение налогового органа о необходимости исчисления налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18% в сумме 766 630 руб. за октябрь, ноябрь, декабрь 2006 г. в связи с тем, что на момент определения налоговой базы документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки ноль процентов налогоплательщиком не представлены, не соответствует указанным выше положениям НК РФ и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно требованиям п.6 ст.108 НК РФ, п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Ответчик не доказал соответствия решения в оспариваемой части Налоговому кодексу РФ.

Суд пришел к выводу, что оспариваемое Решение налогового органа в соответствующей части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика.

Льгота по уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в данном случае на ответчика не распространяется, поскольку налоговый орган в настоящем арбитражном деле не является органом, обращающимся в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Учитывая положения п.2 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Решил:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 01.08.2007г. № 03-14/Э/156 недействительным в части привлечения заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 153 326 руб., доначисления сумм НДС по внутреннему рынку по срокам 20.11.2006г.; 20.12.2006г., 20.01.2007г., в размере 766 630 руб., и пени в размере 48 106 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области в пользу Закрытого акционерного общества “Трансмет“ госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Медведев