Арбитражная практика

Решение от 13 октября 2011 года . Решение от 13 октября 2011 года № . Ростовская область.

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Козловой *.*. ,

при секретаре Женалеевой *.*. ,

с участием прокурора Бесараб *.*. , законного представителя истца Косыча *.*. , представителя ответчика Государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Вольского района» Клюева *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковым заявлениям Вольского межрайпрокурора, действующего в интересах несовершеннолетних Косыча *.*. и Камьяновой *.*. , к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области о выдаче направления на получение технического средства реабилитации и об обеспечении техническим средством реабилитации,

Установил:

Вольский межрайпрокурор, действующий в интересах несовершеннолетних Косыча *.*. и Камьяновой *.*. обратился в суд с исковыми заявлениями к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о выдаче направления на получение технического средства реабилитации и об обеспечении техническим средством реабилитации, указав, что Вольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, проживающих на территории Вольского района Саратовской области. В ходе проведённой проверки было установлено, что Косыч *.*. и Камьянова *.*. являются детьми-инвалидами, имеют вторую степень ограничения способности к передвижению. Всем несовершеннолетним была выдана индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида, в соответствии с которой им были рекомендованы технические средства реабилитации - детские опоры -ходунки складные двухколесные, Законные представители несовершеннолетних обратились с заявлением в Государственное учреждение Управление социальной поддержки населения Вольского района об обеспечении их детей - инвалидов указанными техническими средствами реабилитации. До настоящего времени ответчик не выдал направление на получение технических средств реабилитации. В то время как согласно статье 11 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 11.1 названного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью и др.

В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия). Согласно пункту 4 и 5 указанных Правил заявление о предоставлении технического средства рассматривается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в 15-дневный срок с даты его поступления, по истечении которого инвалиду высылается направление на получение либо изготовление технического средства.

30 декабря 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2104-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. 28 января 2010 года Правительством Саратовской области было издано Постановление № 29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а так же отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показателей путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В соответствии с пунктом 2 Приложения к данному Постановлению обеспечение инвалидов и ветеранов соответствующими техническими средствами, услугами и изделиями осуществляет Министерство социального развития области через его территориальные органы и подведомственные учреждения социальной поддержки населения.



Прокурор просит обязать Государственное учреждение «Управление социальной поддержки населения Вольского района» выдать Косычу *.*. и Камьяновой *.*. направления на получение технических средств реабилитации; обязать Министерство социального развития Саратовской области и Государственное учреждение «Управление социальной поддержки населения Вольского района» обеспечить Косыча *.*. и Камьянову *.*. техническими средствами реабилитации - детскими опор -ходунками складными двухколесными.

Указанные дела были объединены в одно производство.

По ходатайству прокурора Министерство социального развития Саратовской области было исключено из числа третьих лиц, и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования, дал суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным выше.

Законный представитель несовершеннолетнего Косыча *.*. - Косыч *.*. исковые требования поддержала, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным выше, дополнив, что до настоящего времени направление на получение технического средства реабилитации на ребенка она не получала, ходунками ее сын обеспечен не был, за свой счет средства реабилитации она приобрести не может.

Представитель ответчика Государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Вольского района» - Клюев *.*. , действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с пунктом 3.3 Временного порядка взаимодействия Министерства социального развития Саратовской области, территориальных органов министерства и государственных учреждений социальной поддержки населения при предоставлении инвалидам технических средств реабилитации Министерство социального развития Саратовской области на основании информации о потребности в технических средствах, представленной Управлением социальной поддержки населения (далее по тексту - УСПН), и с учётом заключенных государственных контрактов, направляет в УСПН разнарядки. УСПН на основе разнарядки выдаёт направление инвалиду на получение технических средств в организациях, отобранных Министерством по итогам конкурса, проведённом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд. Никаких разнарядок о выдаче технических средств реабилитации как детские ходунки складные двухколесные не получало, в то время как дети -инвалиды были поставлены на учёт в день обращения их представителей, и уведомлены о постановке на учёт в тот же день. В виду отсутствия разнарядок УСПН не могло выдать направление без указания наименования организации, в которую направляется инвалид. Согласно пункту 2.2.2 государственного контракта на поставку товара товар отпускается получателю или его представителю при предъявлении направления. Поставка товара на склад в г. Саратов и доставка до места жительства получателя осуществляется за счёт средств поставщика, с условием погрузки и отгрузки товара силами поставщика. Потому полагают, что в удовлетворении требований к данному ответчику следует отказать.

Министерство социального развития Саратовской области, привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, предоставило суду письменный отзыв, согласно которому причиной непредоставления технических средств реабилитации детям-инвалидам является неполное финансирование из федерального бюджета. В 2011 году Саратовской области на выполнение переданных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации было выделено в начале года 95322,4 тыс. рублей. По состоянию на 01 июня 2011 года Министерством проведены торги на указанную выше сумму, заключены государственные контракты на поставку технических средств реабилитации. Учитывая наличие отложенного спроса на технические средства реабилитации, Министерством направлена в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявка на дополнительное финансирование на сумму 118 миллионов рублей. В августе 2011 года дополнительно поступило 78172,56 тыс. рублей. Просит в иске отказать.

Законный представитель несовершеннолетней Камьяновой *.*. - Камьянова *.*. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о времени и месте слушания дела, представила суду заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Косыч *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с актом освидетельствования № 243 от 07 апреля 2011 года, выданным Федеральным государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» филиалом-бюро №9 ГБ МСЭ, является ребёнком-инвалидом. 08 апреля 2011 года ему была выдана индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида, в соответствии с которой ему были рекомендованы технические средства реабилитации - детские опоры-ходунки складные двухколесные.



Камьянова *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с актом медико-социальной экспертизы № 912 от 25 ноября 2010 года, выданным Федеральным Государственным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» филиалом-бюро №9 ГБ МСЭ, является ребёнком-инвалидом, имеет вторую группу ограничения способности к передвижению. 25 ноября 2010 года ей была выдана индивидуальная программа ребёнка-инвалида, в соответствии с которой ей рекомендованы технические средства реабилитации - детские опоры-ходунки складные двухколесные.

11 апреля 2011 года законный представитель несовершеннолетнего Косыча *.*. - Косыч *.*. и 07.12.2010 года законный представитель несовершеннолетней Камьяновой *.*. - Камьянова *.*. обратились с заявлением в Государственное учреждение «Управление социальной поддержки населения Вольского района» об обеспечении их детей техническими средствами реабилитации.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиками до настоящего времени технические средства реабилитации детям-инвалидам не предоставлены.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 2347-р от 30 декабря 2005 года в перечень технических средств реабилитации включены кресла-коляски и опоры - ходунки.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана) или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида (ветерана).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.

Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

30 декабря 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 2104-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

28 января 2010 года Правительством Саратовской области было издано Постановление № 29-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а так же отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда в междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В соответствии с пунктом 2 Приложения №1 к данному Постановлению обеспечение инвалидов и ветеранов соответствующими техническими средствами, услугами и изделиями осуществляет министерство социального развития области через его территориальные органы и подведомственные учреждения социальной поддержки населения.

Приказом Министерства социального развития Саратовской области № 1025 от 22 октября 2010 года утверждён Временный порядок взаимодействия Министерства социального развития Саратовской области, территориальных органов министерства и государственных учреждений социальной поддержки населения при предоставлении инвалидам технических средств реабилитации.

Пунктом 2.1 Временного порядка предусмотрено, что для постановки на учет на получение технического средства инвалид, либо лицо, представляющее его интересы, подает в УСПН заявление (приложение N 1) о предоставлении технического средства с предоставлением паспорта инвалида и индивидуальной программы реабилитации (далее - программа реабилитации), разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В случае обращения через представителя предъявляются документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

На каждое техническое средство инвалид ставится в отдельную очередь (в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р) (пункт 2.2 Временного порядка).

В соответствии с пунктом 2.6 Временного порядка УСПН рассматривает заявление, указанное в пункте 2.1, в 15-дневный срок с момента его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (приложение N 3) либо об отказе в постановке на учет в случае, если: техническое средство не предусмотрено индивидуальной программой реабилитации; документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка представлены не в полном объеме.

В целях определения потребности УСПН формирует и направляет в Министерство информацию (приложение N 4) о потребности в технических средствах в соответствии с количеством инвалидов, вставших на учет (пункт 3.1 Временного порядка).

На основании разнарядки Министерства, одновременно с уведомлением, указанным в пункте 2.6, УСПН высылает (выдает) направление (приложение N 6) инвалиду на получение технических средств, в организациях, отобранных Министерством по итогам конкурса, проведенном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд (далее - отобранная организация) (пункт 4.1 Временного порядка).

Министерство социального развития Саратовской области в рамках Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производит электронные торги, посредством которых отбирает организации, в которых инвалид либо лицо, представляющее его интересы может получить техническое средство.

Из материалов дела следует, что заявления законных представителей детей-инвалидов были рассмотрены УСПН в день обращения и в тот же день они были уведомлены о постановке на учёт по обеспечению техническим средством, о чём в электронной базе технических средств зарегистрированы уведомления на детские опоры-ходунки складные двухколесные, в Министерство социального развития Саратовской области были направлены заявки на указанные технические средства реабилитации инвалидов.

Из возражений представителя ответчика Государственного учреждения «Управление социальной поддержки населения Вольского района» и материалов дела следует, что никаких разнарядок о выдаче указанных выше технических средств реабилитации ГУ УСПН Вольского района не получало до настоящего времени.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Государственное учреждение «Управление социальной поддержки населения Вольского района» выдать направление без указания наименования организации, в которую направляется инвалид, не могло.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт средств протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Недостаточное финансирование, по мнению суда, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

В связи с чем, суд полагает, что требования истца к ответчику Министерству социального развития Саратовской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних Косыча *.*. и Камьяновой *.*. , к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области о выдаче направления на получение технического средства реабилитации и об обеспечении техническим средством реабилитации удовлетворить в части требований к ответчику Министерство социального развития Саратовской области.

Обязать Министерство социального развития Саратовской области обеспечить несовершеннолетнего Косыча *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, детскими опорами-ходунками складными двухколесными.

Обязать Министерство социального развития Саратовской области обеспечить несовершеннолетнюю Камьянову *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, детскими опорами-ходунками складными двухколесными.

В удовлетворении исковых требований Вольского межрайонного прокурора к Государственному учреждению «Управление социальной поддержки населения Вольского района» отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Козлова *.*.