Арбитражная практика

О ликвидации несанкционированного размещения расходов. Решение от 11 августа 2011 года №. Томская область.

22.06.2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Миркиной *.*.,

при секретаре Орловой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

Установил:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общим объемом 100 куб м., по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 96, указав, что прокуратурой Октябрьского района г.Томска совместно с Департаментом
природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Октябрьского района г.Томска. В ходе проверочных мероприятий обнаружено несанкционированное размещение отходов (свалка) по следующему адресу: г. Томск, ул. Ив. Черных,96. Свалка расположена в лесном массиве около дороги рядом с торговыми павильонами по указанному адресу и около гаражных комплексов. Площадь свалки -100 кв.м., объем свалки - 100 куб.м. Состав свалки - бытовые, строительные отходы. Данная свалка организована в результате сброса отходов неустановленными лицами, отсутствия регулярной уборки территории, свидетельствует о недостаточном количестве контейнеров и нерегулярном вывозе отходов в данном районе. Несанкционированное размещение отходов (свалки) общим объемом 100 куб.метров по адресу: г.Томск, ул. Ив. Черных,96 свидетельствует о том, что орган самоуправления не исполняет обязанности, возложенные на него федеральными законами. На основании чего просит возложить обязанность на Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общим объемом 100 куб м., по адресу: г. Томск ул. Ив. Черных, 96, расположенной в лесном массиве около дороги с торговым павильоном по указанному адресу и около гаражных комплексов.

В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Огнева *.*. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Администрации г.Томска Кунтикова *.*., действующая на основании доверенности от 25.10.2010г., в судебное заседание не явилась, будучи о времени и месте судебного заседания извещенным надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В представленном отзыве представитель ответчика указала, что не согласна
с заявленными прокурором Октябрьского района г. Томска исковыми требованиями, поскольку из действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, п. 24 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, п. 1.35 ст. 39 Устава города Томска). Согласно п. 1 ст. 37 Устава города Томска администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Согласно абзаца 2 ст. 1 Закона Томской области «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» от 15.08.2002 г. № 61-03 благоустройство территории городов... - деятельность по строительству, реконструкции, реставрации, оборудованию, переоборудованию, модернизации объектов благоустройства, содержанию их в чистоте и порядке. Ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что обращение с отходами - это деятельность... по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Соответственно обращение с отходами является составной частью деятельности по благоустройству территории города и органы местного самоуправления наделяются единым комплексом полномочий в данной области, следовательно, полномочия администрации г. Томска по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов могут быть реализованы только посредством реализации закрытого перечня полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, предусмотренных ст. 4 Закона ТО № 61-03, который включает: принятие правовых актов по обеспечению благоустройства, контроль за их соблюдением и осуществление управления по этому вопросу на соответствующей территории, координация деятельности граждан, юридических лиц по проведению мероприятий по благоустройству, принятие мер воспитательного и организационного
воздействия по сохранению объектов благоустройства, проведение политики экономического стимулирования деятельности организаций и граждан по благоустройству, предоставление субсидий, субвенций, других видов финансовой и материальной помощи на развитие деятельности по благоустройству в соответствии с действующим законодательством, осуществление контроля за расходованием выделенных средств. Полномочий по ликвидации несанкционированных свалок мусора данный перечень не устанавливает.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из акта обследования территории № ДД.ММ.ГГГГ г., проведенной старшим государственным инспектором Томской области по охране природы К., следует, что в ходе проведенной проверки по выявлению мест несанкционированного размещения отходов (свалок) на территории г.Томска обнаружена несанкционированная свалка мусора по адресу: г.Томск, ул.Ив. Черных, 96. Площадь свалки 100 кв.м, объем свалки – 100 куб.м. Состав свалки представлен в виде бытовых отходов, строительные отходы.

Указанным актом № ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к нему картой-схемой несанкционированной свалки на территории г.Томска и фотографией, подтверждается факт наличия и место размещения несанкционированной свалки по адресу: г.Томск, ул. Ив. Черных, 96.

Свалка расположена в Октябрьском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск».

В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная
на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с
уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Как следует из ст. 25 Устава г. Томска, принятого Решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования “Город Томск“, Мэр города Томска - глава муниципального образования “Город Томск“, Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования “Город Томск“. Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы были закреплены и в Уставе г.Томска, принятого Решением Томской городской думы от 22.03.2005г. № 841.

Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общим объемом 100 куб. метров по адресу: г.Томск, ул.Ив. Черных, 96, поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются
гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общим объемом 100 куб. м., по адресу: г. Томск, ул. Ив. Черных, 96, расположенной в лесном массиве около дороги с торговыми павильонами по указанному адресу и около гаражных комплексов.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья: *.*. Миркина