Арбитражная практика

Постановление от 01 октября 2007 года № А47-2043/2007. По делу А47-2043/2007. Российская Федерация.

А47-2043/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

№ 18АП-5553/2007

г. Челябинск

01 октября 2007г. Дело № А47-2043/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тремасовой-Зиновой М.В., судей Малышева М.Б., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа на Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2007 по делу № А47-2043/2007 (судья Книгина Л.Н.), при участии: от Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа: Безотосного В.В. (доверенность № 4121 от 25.09.2007), от МОУ «Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой» - Терехова С.В. (доверенность № 1/284 от 01.03.2007), от Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга - Федосовой О.В. (доверенность № 5292/1-28 от 01.12.2006),

Установил:

Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа (далее - заявитель, прокурор) в интересах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (далее - ФАУФИ РФ) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Законодательному собранию Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, ЗС Оренбургской области) о признании недействительным постановления Законодательного собрания Оренбургской области от 25.12.2002 № 467 «О принятии в государственную собственность Оренбургской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 201 Клинской КЭЧ района».

Третьими лицами по делу выступают Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Клинская квартирно-эксплуатационная часть (далее - Клинская КЭЧ), муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой».

Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.06.2007 по данному делу в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным Решением суда, заявитель обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе прокурор ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Спорное недвижимое имущество относится к федеральной собственности, находится на праве хозяйственного ведения у Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) и на праве оперативного управления у 201 Клинской квартирно-эксплуатационной части МО РФ.

В обоснование доводов апелляционной жалобы прокурор указал, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ имущество Вооружённых сил Российской Федерации относится к федеральной собственности, право распоряжения которым принадлежит только Правительству Российской Федерации. В данном случае Решение о передаче в муниципальную собственность имущества военного городка № 26 Правительством Российской Федерации не принималось.

Как указывает прокурор, Постановлением Правительства РФ от 06.10.1999 № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» определены категории объектов, подлежащих передаче. Ни одно строение военного городка № 26 под категории этих объектов не подпадает.

Кроме того, как стало известно из поступивших из архива Министерства имущественных отношений РФ документов, два здания военного городка № 26 за инвентарными номерами 1 и 2 являются памятниками истории и культуры, объектами культурного наследия религиозного назначения, в соответствии с ч. 2 ст. 50 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» могут передаваться в собственность только религиозным организациям.

Судья также указала, что изначально необходимо обжаловать государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, а после этого подлежит обжалованию Решение государственных органов.

Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что передача спорного имущества произведена в соответствии с действующим законодательством. Согласно распоряжению от 04.12.1995 № 1675-р Правительством Российской Федерации было принято Решение о создании Оренбургского авиационного кадетского корпуса на базе специальной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой по ул. Челюскинцев, 17 в г.Оренбурге. Основанием послужил тот факт, что с 1998 года высвобождены и не используются в интересах МО РФ здания и сооружения военного городка № 26. 201 Клинская КЭЧ, за которой имущество было закреплено на праве оперативного управления, посредством предприятия технической инвентаризации изменило наименование объектов в объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно их фактическому использованию.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996 № 1592, в целях передачи объектов в собственность Оренбургской области был подготовлен перечень объектов, утвержденный Постановлением ЗС Оренбургской области от 21.08.2002 № 201. Передача имущества из федеральной в областную собственность была согласована с начальником Клинской КЭЧ района и с заместителем Министра обороны РФ.

Перечень объектов с пакетом документов был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений РФ, которое в течение трех месяцев обязано было принять Решение о передаче объектов в областную собственность. Если такое Решение не принято в указанный срок, предложения законодательных органов считаются удовлетворенными.

Поскольку Решение не было принято, ЗС Оренбургской области по истечении трех месяцев приняло оспариваемое Постановление от 25.12.2002 № 467. Право собственности на объекты, переданные в собственность Оренбургской области, было зарегистрировано в установленном законом порядке. Поскольку зарегистрированные права на спорное имущество не оспорены в законном порядке, у Федерального агентства по управлению федеральным имуществом отсутствуют нарушенные права, подлежащие защите.

Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что считает жалобу не обоснованной. По мнению министерства, заявитель в апелляционной жалобе необоснованно утверждает, что спорное имущество относится к федеральной собственности. Прокурором не представлены документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорные объекты. Заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании оспариваемого постановления недействительным.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебное заседание не явились представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ, Законодательного собрания Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, 201 Клинской КЭЧ района.

С учетом мнения представителей заявителя и третьих лиц, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 25.12.2002 № 467 «О принятии в государственную собственность Оренбургской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 201 Клинской КЭЧ района» (л.д. 13, т. 1) в собственность Оренбургской области было передано имущество в соответствии с перечнем (л.д. 14, т. 1), расположенное по адресу: ул. Челюскинцев, 17 г.Оренбург. В перечень вошли: учебный корпус инв. № 15, лит. Е1; учебный корпус инв. № 1, лит Е9, Е10; учебный корпус инв. № 10; учебный корпус инв. № 20, лит. Е6, Е7, Е8; столовая инв. № 21, лит. Е2; стационар с медпунктом инв. № 2, лит. Е3Е4Е5; проходная инв. № 17, лит. Е; насосная инв. № 23, лит. В; трансформаторная подстанция инв. № 24, лит. ТП; водопроводные, канализационные, электрические сети.

Ранее, 04.12.1995 Правительством Российской Федерации было вынесено распоряжение № 1675-р (л.д. 38, т. 1), согласно которому по предложению администрации Оренбургской области, согласованному с Минобороны РФ, Минобразования РФ, Минфином РФ, было принято Решение о создании в 1996 году Оренбургского авиационного кадетского корпуса на базе специальной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой, расположенного по адресу: ул.Челюскинцев, 17 г.Оренбург.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации“ Правительству Российской Федерации было необходимо до 01.01.2005 передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия и федеральные государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, должны были завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.

Этим же Распоряжением утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

Перечни объектов, предназначенных к передаче в муниципальную собственность, должны быть утверждены Решением представительного органа местного самоуправления, в собственность которого передаются объекты (п. 9 Положения, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп “Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“).

Федеральные органы исполнительной власти обязаны передать, а органы местного самоуправления обязаны принять федеральное имущество на основании решения Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30.11.2005.

Решения о передаче имущества из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются до 01.11.2005.

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации“ и № 507 от 23.06.2002, письмом от 31.01.2002 № 147/3/1/20081 (л.д. 60, т. 1) в адрес заместителя Министра имущественных отношений РФ заместитель Министра обороны РФ сообщил, что в результате проведения организационно-штатных мероприятий в Военно-воздушных силах с декабря 1998 года высвобождены и не используются в интересах Минобороны РФ здания и сооружения военного городка № 26 по адресу: ул.Челюскинцев, 17 г.Оренбург.

В письме также содержалась просьба поддержать Решение Минобороны РФ и администрации г.Оренбурга и поручить подготовить соответствующий проект распоряжения Правительства РФ о передаче фондов военного городка № 26 в муниципальную собственность г.Оренбурга.

Клинская КЭЧ района, за которой имущество закреплено на праве оперативного управления распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 15.09.2000 № 959-Р (л.д. 33, т. 2), обратилась в государственное предприятие технической инвентаризации по вопросу проведения технической инвентаризации с изменением наименований объектов в соответствии с их фактическим использованием (л.д. 11, 13, т. 2).

Комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области, наделенный полномочиями Территориального органа министерства имущественных отношений Российской Федерации, также обратился с письмом в Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости с просьбой ускорить проведение работ по подготовке паспортов объектов для целей проведения государственной регистрации права федеральной собственности на объекты недвижимости (л.д. 11, 12, т. 2).

Предприятие технической инвентаризации провело инвентаризацию объектов, изменило их наименование в соответствии с фактическим использованием, присвоило другие литеры.

Согласно Положению об определении пообъектного состава федеральной, государственной, муниципальной собственности был подготовлен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе 201 Клинской КЭЧ района Министерства обороны РФ, в собственность Оренбургской области.

Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 21.08.2002 № 201 (л.д. 100-101, т. 1) указанный перечень был утвержден, Комитету по управлению государственным имуществом Оренбургской области было поручено предоставить утвержденный перечень в Министерство имущественных отношений РФ на рассмотрение и подготовку соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.

В материалах дела имеются письма о согласовании передачи объектов заместителя Министра Обороны РФ Косована А.Д от 06.09.2002 № 140/96 (л.д. 61, т. 1) и начальника 201 КЭЧ района Накошного С. от 09.09.2002 № 681 (л.д. 62, т. 1).

Сформированный комитетом пакет документов с сопроводительным письмом от 10.09.2002 № МК-27/08-5073 (л.д. 6-7, т. 2) направлен в Министерство имущественных отношений РФ, где зарегистрирован 12.09.2002.

Пунктами 6, 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также пунктом 8 распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации в трехмесячный срок с даты регистрации перечня принять Решение о передаче объектов в областную собственность.

Поскольку в указанный срок Решение принято не было, 25.12.2002 Законодательное собрание Оренбургской области вынесло Постановление № 476 «О принятии в государственную собственность Оренбургской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 201 Клинской КЭЧ района» (л.д.13-14, т. 1).

Права на переданные объекты были зарегистрированы в законном порядке, собственнику – Оренбургской области, были выданы свидетельства о государственной регистрации прав на объекты, расположенные по адресу: ул.Челюскинцев, 17 г.Оренбург (л.д. 17-25, т. 2).

В дальнейшем, Постановлением администрации Оренбургской области от 13.10.2003 № 185-п, часть объектов была передана в собственность муниципального образования г.Оренбург, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела свидетельства о государственной регистрации прав (л.д. 86-92, т. 1).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения прекращения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, зарегистрированные в законном порядке права государственной собственности Оренбургской области и муниципальной собственности г.Оренбурга до настоящего времени никем не оспорены.

Довод заявителя о том, что Законодательным Собранием Оренбургской области при вынесении оспариваемого постановления были исполнены функции, присущие Правительству РФ, обладающему, в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», исключительными полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.

Как указано в п.п. 6-9 постановления № 3020-1, передача объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное Решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное Решение в 2-х месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.

Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется Решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.

Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего постановления.

Как следует из материалов дела, Законодательным Собранием Оренбургской области не был нарушен порядок, установленный положениями п.п. 6-9 Постановления Правительства Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», поскольку оспариваемое Постановление вынесено после истечения указанного трехмесячного срока.

Довод заявителя об уважительности причин пропуска срока на обжалование ненормативного правового акта, установленного ст. 198 АПК РФ, отклоняется апелляционным судом, как противоречащий нормам действующего законодательства.

Таким образом, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела.

При таких обстоятельствах Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению в силе, а доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

Постановил:

Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2007 по делу № А47-2043/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного прокурора Проиволжско-Уральского военного округа - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья М.В. Тремасова-Зинова

Судьи: М.Б. Малышев

М.В.Чередникова