Арбитражная практика

Постановление от 17 сентября 2007 года № А76-3490/2007. По делу А76-3490/2007. Российская Федерация.

А76-3490/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление

№ 18АП -5166/2007

г. Челябинск

17 сентября 2007 г.

Дело № А76-3490/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н, Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Магнитогорской таможни на Решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.05.2007 по делу № А76-3490/2007 (судья Харина Г.Н.), при участии: от акционерного общества «ЮНРК Маркетинг АГ» - Красноштанова Д.С. (доверенность от 02.07.2007), от Магнитогорской таможни - Раменского А.Ю. (доверенность № 09-46/34 от 22.12.2006),

Установил:

21.03.2007 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось акционерное общество «ЮНРК Маркетинг АГ» (далее – плательщик, общество) с заявлением о признании недействительным решения Магнитогорской таможни (далее - таможня) № 15-31/0339 от 17.01.2007 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, внесенных в качестве аванса на счет таможенного органа.

По мнению таможни, плательщик не является стороной внешнеторгового контракта и резидентом государства – участника Соглашения стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли», он не освобождается от уплаты таможенных платежей с товаров, происходящих с таможенной территории России и Казахстана и предназначенных для таможенной территории этих государств.

Выводы таможни противоречат закону. Вопрос о происхождении товара не является предметом спора – товар пользуется режимом свободной торговли. Правом на льготу обладают резиденты договаривающихся стран, т.е. лица, подвергающиеся налогообложению по месту постоянного пребывания. Заявитель по всем критериям является резидентом Российской Федерации как представительство иностранного юридического лица, состоит на налоговом учете, выплачивает все налоги, он должен быть освобожден от оплаты таможенных платежей при ввозе товаров с территории Казахстана на территорию России (л.д.2-5 т.1).

Решением суда первой инстанции от 21.05.2007 требования заявителя удовлетворены. Суд пришел к выводам о том, что иностранная компания, имеющая в Российской Федерации постоянное представительство, состоящее там на налоговом учете и уплачивающее налоги, соответствует признакам, установленным Правилами определения происхождения товара и является резидентом Российской Федерации, отказ в зачете переплаты не соответствует закону (л.д.139-140 т.2).

12.07.2007 от таможни поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения. Из решения суда неясно, кто является резидентом Российской Федерации – иностранная компания или ее представительство. Следует учитывать, что контракт заключен иностранной компанией, которая зарегистрирована за рубежом, ведет там производственную деятельность, органы управления и не может являться резидентом России, понятие «резидента» не может распространяться на лиц, которые подвергаются налогообложению только с доходов, полученных на территории Российской Федерации (л.д.3-8 т.3).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы сторон, не видит основания для удовлетворения жалобы.

Установлено, что акционерное общество «ЮНРК Маркетинг АГ» зарегистрировано в качестве юридического лица на территории Швейцарии, является налоговым агентом этого государства (л.д.51 т.1). 11.07.2006 получено разРешение на открытие представительства на территории России (л.д.62-63 т 1), которое от имени юридического лица поставлено на налоговый учет (л.д.64-65 т.1), имеет расчетный счет в банке России (л.д.83-85 т.1).

Плательщиком внесены авансовые таможенные платежи на счет Магнитогорской таможни (л.д.106-126 т.1), вывезен товар с территории Казахстана на территорию Российской Федерации (л.д.127-169 т.1), оформлены таможенные декларации.

Данные операции включены в налоговую базу, отражены в налоговых декларациях (л.д.1-13 т.2), уплачены налоги (л.д.14-15 т.2).

28.12.2006 плательщик обращался с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей, внесенных на счет таможенного органа (л.д.86-87 т.1). В ответе № 15-31/0339 от 17.01.2007, подписанным заместителем руководителя таможни в зачете отказано по причине того, что плательщик не является резидентом государства - участника Соглашения от 30.11.2000, а представительство не является стороной контракта (л.д.88-89 т.1).

В разъяснении Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС РФ) от 18.12.2006, данном по запросу плательщика, указано, что преференции могут быть предоставлены иностранным компаниям в лице их представительств (л.д.90-92 т.1).

По ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

По п. 1,4 ст. 3 Соглашение Государств СНГ «О создании зоны свободной торговли» от 15 апреля 1994 г. Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон. Страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (приложение N 1).

По п.9 Правила определения страны происхождения товаров, утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г. товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также:

экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

ввозится физическим лицом-резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств-участников на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.

При этом под «резидентами» понимаются любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создан Ф.И.О. характеристики.

Представительство соответствует этим признакам: оно зарегистрировано на территории России, состоит там на налоговом учете, в полном размере уплачивает причитающиеся к уплате налоги. Право на применение льготы не связывается со статусом юридического лица. Происхождение товара не является предметом спора. Таким образом, заявитель был вправе не уплачивать таможенные пошлины, у него возникла переплата, подлежащая зачету. Суд первой инстанции принял правильное Решение о незаконности отказа, основания для переоценки этих выводов отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Пунктом 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно с 01.01.2007 в отношении таможен подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с таможни в бюджет взыскивается госпошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

Постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.05.2007 по делу № А76-3490/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Магнитогорской таможни - без удовлетворения.

Взыскать с Магнитогорской таможни в бюджет госпошлину 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья Ю.А.Кузнецов

Судьи: Н.Н.Дмитриева

О.Б.Тимохин