Арбитражная практика

Решение от 12 сентября 2007 года № А55-10091/2007. По делу А55-10091/2007. Самарская область.

Решение

12 сентября 2007 года

Дело №

А55-10091/2007-3

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Медведева А.А., рассмотрев 10 сентября 2007 года в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, 443110, Самарская область, Самара, Циолковского, 9

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области, ООО “Кратэкс“, 443101, Самарская область, Самара, Утевская, 20А; 443531, Самарская область, с. Воскресенка, Полевая, 4-1

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, учредитель ООО «Кратэкс» Ф.И.О. 443048, Самарская область, п. Южный, дом 22 кв. 21

О признании недействительной регистрации общества

при участии в заседании, протокол которого велся секретарем судебного заседания Анищенко Я.С.

от заявителя – Гусев К.Б., (доверенность от 05.07.07)

от ИФНС по Волжскому району – Россейкина М.В. (доверенность от 31.10.06 г.),

от ООО «Кратэкс» - не явился (извещен, ст.123 АПК РФ)

от 3 лица – не явился (извещен, ст.123 АПК РФ)

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2007 года.

Установил:

Заявитель - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительной государственную регистрацию ООО «Кратэкс» от 22.01.2004 г. (ОГРН 1046302390892), обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области исключить запись о государственной регистрации ООО «Кратэкс» из единого государственного реестра юридических лиц.



Ответчик - Общество с ограниченной ответственностью ООО «Кратэкс» отзыв на заявление не представил, представитель в судебное заседание не явился. Судом при рассмотрении дела ответчик признан извещенным надлежащим образом в силу положений п/п. 3 п. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Ответчик - Инспекция Федеральной налоговой Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области заявленные требования признала. Признание иска в соответствии со ст.49 АПК РФ принято судом, о чём сделана отметка в протоколе судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд Установил следующее.

Как следует из материалов дела, Единственным учредителем Ф.И.О. 13.01.2004 года принято Решение № 1 о создании ООО «Кратэкс». Потапова И.К. утвердила устав, назначив директором данного предприятия себя личн Ф.И.О. (паспорт серии 36 03 № 927460 выдан Красноглинским РОВД г. Самары 07.05.2003 года, проживающей по адресу: г. Самара, п. Южный, д. 22 кв. 21) и 15.01.2004 года обратилась в ИМНС России по Волжскому району Самарской области с Заявлением о государственной регистрации юридического лица ООО «Кратэкс».

21.01.2004 г., в соответствии с Федеральным Законом № 129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439, ИМНС России по Волжскому району Самарской области принято Решение № 33 о регистрации ООО «Кратэкс» при создании юридического лица.

22.01.2004 г. ИМНС России по Волжскому району Самарской области выдано Свидетельство о государственной регистрации юридического лица ООО «Кратэкс» за основным государственным регистрационным номером 1046302390892.

Согласно п. 3.1 Устава ООО «Кратэкс» «местонахождение Общества: Россия, 443531, Самарская область, с. Воскресенка, Полевая, 4-1».

Управлением ФНС России по Самарской области проведен анализ представленных документов и сделан вывод, что государственная регистрация ООО «Кратэкс» проведена с нарушением действующего законодательства по следующим обстоятельствам:

09.01.2006 г. от Потаповой И.К. получено объяснение, в котором она сообщает, что ООО «Кратэкс» не создавала, данную организацию не регистрировала и к нотариусу Петерсон И.В. не обращалась.

Нотариус Петерсон И.В. письмом от 05.04.2006 № 26 так же подтвердила, что нотариальные действия в отношении свидетельствования подлинности подписи физического лица Потаповой И.К. не осуществляла.

Кроме того, согласно полученных сведений от главы администрации сельского поселения Воскресенка Бурсовой Т.Н. ООО «Кратэкс» по адресу указанному в учредительных документах не находится.

Заявитель считает, что в нарушение ст. 51, п.2 ст.52, п.2 ст.54 ГК РФ, ст.ст. 9, 12 и 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при государственной регистрации Общества в налоговый орган были представлены недостоверные сведения, а налоговый орган, проводивший регистрацию не проверил достоверность данных сведений.

Оценив представленные материалы, доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст.51 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего пользования.

Согласно статьи 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.



В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Статьей 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ предусмотрено, что Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.

Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом.

Согласно статьи 12 данного Закона в учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.

Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусматривает ведение Единого государственного реестра юридических лиц на основании заявлений и документов, поступающих от заявителей.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.

Согласно статьи 9 данного закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Статьей 13 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ N 129 установлены требования к содержанию пакета учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган юридическим лицом при его создании. Названной статьей предусмотрено такое обязательное условие, предъявляемое к таким документам, как достоверность представляемых сведений.

Налоговый орган должен проверить при регистрации достоверность места нахождения постоянно действующего органа и, если данные сведения недостоверны, отказать в государственной регистрации в связи с не представлением необходимых для государственной регистрации документов.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2007 года по делу № А65-13586/06-СГ3-25.

В данном случае согласно п. 3.1 Устава ООО «Кратэкс» местонахождение Общества: Россия, 443531, Самарская область, с. Воскресенка, Полевая, 4-1.

Однако в совокупности представленные доказательства подтверждают недействительность регистрации ООО «Кратэкс», факт регистрации ООО «Кратэкс» на основании недостоверных данных доказан налоговым органом, допущенные нарушения носят неустранимый характер, а потому требования подлежат удовлетворению.

Согласно действующей редакции п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ от 21.03.91 N 943-1 налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

Кроме того, государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а для восстановления установленного законом порядка осуществления предпринимательской деятельности.

Налоговый орган правомерно считает, что представление Обществом недостоверных данных нарушает права государства в лице налогового органа на осуществление налогового контроля, установленного ст. ст. 31, 82, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, проведение соответствующих проверок по уплате налогов и представлению налоговой отчетности.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2007 года по делу № А65-20023/06-СА2-34 и от 21 ноября 2006 года по делу № А55-437/05-30.

Согласно требованиям п.6 ст.108 НК РФ, п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял этот акт.

Ответчик не доказал соответствия оспариваемого решения налогового органа Налоговому кодексу РФ.

Суд пришел к выводу, что оспариваемое Решение налогового органа в не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Заявитель просит обязать Инспекцию ФНС России по Волжскому району Самарской области исключить запись о государственной регистрации ООО «Кратэкс» из Единого государственного реестра юридических лиц.

При этом суд учитывает следующие обстоятельства:

Положения ст. 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ определяют требования к содержанию государственных реестров, которые не устанавливают в качестве способа прекращения деятельности юридического лица признание госрегистрации организации, не являющейся юридическим лицом, недействительной.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего в редакции от 17.12.99, юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных нормативно-правовых актов.

Правовым последствием признания регистрации недействительной является только возбуждение его ликвидации, где запись о прекращении существования юридического лица может быть внесена только после завершения ликвидационных мероприятий, следует признать обоснованными.

Суд считает, что действия регистрирующего органа по внесению записи о прекращении деятельности юридического лица без проведения ликвидационных мероприятий могут затронуть гарантии кредиторов на удовлетворение требований в порядке, предусмотренном ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вследствие признания недействительной государственной регистрации ООО «Кратэкс» от 22.01.2004 г. (ОГРН 1046302390892) по настоящему решению арбитражного суда ООО «Кратэкс» должно быть ликвидировано в установленном законом порядке, при этом исключение предприятия из ЕГРЮЛ в этом случае допускается только по завершению ликвидационной процедуры.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 октября 2006 года по делу № А65-5652/06-СГЗ-13.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчиков.

Льгота по уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в данном случае на ответчика не распространяется, поскольку налоговый орган в настоящем арбитражном деле не является органом, обращающимся в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Учитывая положения п.2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области и Общества с ограниченной ответственностью «Кратэкс» в размере 1000 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Решил:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительной государственную регистрацию ООО «Кратэкс» 443531, Самарская область, с. Воскресенка, Полевая, 4-1 от 22.01.2004 г. (ОГРН 1046302390892).

Обязать Инспекцию ФНС России по Волжскому району Самарской области исключить запись о государственной регистрации ООО «Кратэкс» из Единого государственного реестра юридических лиц по завершению ликвидационной процедуры.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Волжскому району Самарской области в пользу федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кратэкс», 443531, Самарская область, с. Воскресенка, Полевая, 4-1, ИНН 6367042197, в пользу федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Медведев А.А.