Арбитражная практика

Решение от 11 сентября 2007 года № А53-6502/2007. По делу А53-6502/2007. Ростовская область.

Решение г. Ростов-на-Дону Дело № А53-6502/2007-С6-27

“11” сентября 2007г.

Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2007г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

Судьи Ширинской И.Б.

при ведении протокола судебного заседания Ширинской И.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «РММ»

к Межрайонной ИФНС РФ №4 по Ростовской области

3 лицо: ГУ УПФР в г.Волгодонске Ростовской области.

о взыскании с Межрайонной ИФНС РФ №4 по Ростовской области в пользу ООО «РММ» ошибочно уплаченные страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 33808руб.

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: представитель Милосердов А.В. дов. от 04.09.2007г.

от ответчика: специалист-эксперт Джунь С.Н. дов. от 11.07.2007г.

от 3 лица: не явился.

Сущность спора:

в открытом судебном заседании рассматривается заявление ООО «РММ» к Межрайонной ИФНС РФ №4 по Ростовской области о взыскании с Межрайонной ИФНС РФ №4 по Ростовской области в пользу ООО «РММ» ошибочно уплаченных страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 33808руб.

В соответствии со статьей 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ УПФР в г.Волгодонске Ростовской области.

Заявитель в соответствии со статьей 49 АПК РФ изменил заявленные требования, изложив их в следующей редакции:

«Обязать Межрайонную ИФНС РФ №4 по Ростовской области возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части в размере 33808руб. на расчетный счет предприятия».


Заявленные изменения судом приняты.

Заявитель поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогового органа против удовлетворения требований заявителя возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо- ГУ УПФ РФ в г.Волгодонске направило пояснения в которых указало, что действующим законодательством территориальным органом Пенсионного фонда не предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Исследовав все представленные доказательства, заслушав объяснения заявителя и представителя налогового органа, арбитражный суд Установил следующее.

В течение 2006года заявителем были произведены перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по коду КБК 18210202030061000160 вместо кода КБК 18210202010061000160 в сумме 33808руб.

В результате неверного указания кода КБК денежные средства были зачислены на код КБК 18210202030061000160 вместо 18210202010061000160.

04.05.2007 года ООО «РММ» обратилось в Межрайонную ИФНС РФ №4 по Ростовской области с заявлением о возврате на расчетный счет предприятия платежей, перечисленных платежными поручениями №3 от 04.04.2006 на сумму 222,73руб, №3 от 15.05.2006 на сумму 9267,13руб., №26 от 13.06.2006 на сумму 8115,71руб., №13 от 12.07.2006 в сумме 7163,33руб., №25 от 08.08.2006 в сумме 9040руб.

Межрайонная ИФНС РФ №4 по Ростовской области письмом №398 от 07.05.2007г. указала, что нормы действующего Налогового кодекса и Закона РФ №167-ФЗ от 15.12.2001 не наделяют налоговые органы правом на осуществление зачет (возврат) суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Не согласившись, с позицией налогового органа, ООО «РММ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, доказательства суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. Указанное право обеспечивается установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанностью налоговых органов произвести возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Порядок возврата или зачета излишне уплаченных в бюджет сумм предусмотрен главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).

Согласно статье 2 ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ. Применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса не противоречит сущности платежей, как возмездных и неналоговых.

Как следует из материалов дела, в течение 2006г. заявителем были произведены перечисления страховых взносов платежными поручениями №3 от 04.04.2006, №3 от 15.05.2006, №26 от 13.06.2006, №13 от 12.07.2006, №25 от 08.08.2006 на код КБК 18210202030061000160 вместо кода КБК 18210202010061000160 в сумме 33808руб.

Отсутствие задолженности перед Пенсионным фондом на 15.08.2007 подтверждается актом сверки расчетов заявителя с пенсионным фондом.

Налоговым органом не оспаривается тот факт, что указанные суммы страховых взносов, уплаченные ООО «РММ» поступили в бюджет, что подтверждается данными лицевого счета налогоплательщика.

Статьей 3 Закона № 167-ФЗ определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона №167-ФЗ уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, зачисляются в один бюджет – бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, законодательством РФ установлен механизм распоряжения бюджетными средствами, которое может осуществляться государственными органами в пределах установленной компетенции. Возврат (зачет) денежных средств из бюджета относится к полномочиям по распоряжению бюджетными средствами, которыми государственный орган должен быть наделен в установленном законом порядке.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона №167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с приложением №11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 №174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган. Однако, возврат платежей из бюджета правомерен в случае отсутствия недоимки по обязательствам по уплате налогов, пени перед тем же бюджетом.

В соответствии с пунктом 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 №116н, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно пункта 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 г. №бг-16-05/189/МЗ-08-32/2с налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС в части платежей, относящихся к ПФР.

При рассмотрении данного дела судом учтена правовая позиция, сформулированная ВАС РФ применительно к данной категории споров.

В соответствии с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 № 2776/06 и № 4240/06 право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в силу Федерального закона от 15.08.1996 №115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предоставлено Федеральной налоговой службе.

Таким образом, страховые взносы по КБК 18210202030061000160 в сумме 33808руб. являются излишне уплаченными, поступили в бюджет, доказательства соблюдения досудебного порядка суду представлены. Согласно пункту 13 статьи 78 Кодекса правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и пени, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что указанная выше переплата подлежит согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н возврату (зачету) обществу Управлением федерального казначейства по распоряжению администратора поступлений в бюджет – Межрайонной ИФНС РФ №4 по Ростовской области.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на налоговый орган.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Обязать Межрайонную ИФНС РФ №4 по Ростовской области произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов, зачисляемые на выплату страховой части в размере 33808руб. на расчетный счет ООО «РММ».

Взыскать с Межрайонной ИФНС РФ №4 по Ростовской области в пользу ООО «РММ» госпошлину в сумме 1352 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.Б. Ширинская