Арбитражная практика

Решение от 14 декабря 2007 года № А60-17879/2007. По делу А60-17879/2007. Свердловская область.

Решение

г. Екатеринбург

14 декабря 2007 года Дело № А60-17879/2007-С10

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом»

к Главе муниципального образования «г. Екатеринбург»

третьи лица: закрытое акционерное общество «Уралинкор-Инвест», Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга

об оспаривании постановления органа местного самоуправления

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Н.К. Соколов – представитель, доверенность от 14.09.2007, паспорт серии 65 04 381110;

от заинтересованного лица: С.М. Косенко – начальник юридического отдела, доверенность № 01.1/50.2-19/2820 от 20.12.2006, удостоверение № 55;

от третьих лиц:

от Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации г. Екатеринбурга: С.М. Косенко – начальник юридического отдела, доверенность № 21-01/1733 от 06.06.2005, удостоверение № 55;

от ЗАО «Уралинкор-Инвест»: Ю.В. Сидоров – представитель, доверенность серии 66 Б 066960 от 17.10.2007, паспорт серии 65 02 097574.

Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено, заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

Рассмотрение дела, назначенное на 16.10.2007, было отложено на 30.10.2007, а затем на 04.12.2007 в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств.

В судебном заседании, начатом 04.12.2007, был объявлен перерыв до 07.12.2007, в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств.

Общество с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным Постановления Главы муниципального образования «г. Екатеринбург» от 26.02.2007 № 729 «О предоставлении ЗАО «Уралинкор-Инвест» земельных участков по улицам Чкалова – Академика Сахарова для строительства многоэтажных жилых домов».

В обоснование заявленных требований общество с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» ссылается на то, что поскольку предварительное согласование закрытым акционерным обществом «Уралинкор-Инвест» места размещения объекта строительства произведено после 01.10.2005, то предоставление земельного участка могло быть произведено только по итогам торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование своих возражений заинтересованное лицо ссылается на то, что процедура предварительного согласования места размещения жилых многоэтажных домов была начата с 07.02.2005, в силу чего оснований для проведения конкурса не имелось. Кроме того, по мнению заинтересованного лица, заявитель не доказал, что оспариваемым Постановлением нарушены какие-либо права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом».

Третьи лица с заявленными требованиями также не согласны по основаниям, изложенным в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» обратилось в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением от 05.07.2007 № 37 о предоставлении ему по результатам аукциона двух земельных участков для строительства многоэтажных жилых домов по улицам Чкалова – Академика Сахарова площадью 39719 кв. м. и 15376 кв. м.

Письмом от 07.08.2007 № 32/01-29/1780 Администрация г. Екатеринбурга сообщила заявителю о том, что данные участки могут быть выставлены на аукцион, в случае, если они свободны от прав третьих лиц.

Получив сведения о том, что Постановлением Главы муниципального образования «г. Екатеринбург» от 26.02.2007 № 729 указанные земельные участки уже предоставлены в аренду закрытому акционерному обществу «Уралинкор-Инвест», заявитель обратился в арбитражный суд с требованием признать указанное Постановление недействительным.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» о признании незаконным и отмене Постановления Главы муниципального образования «г. Екатеринбург» от 26.02.2007 № 729 следует отказать, исходя из следующего.

В силу статьи 29 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной или муниципальной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Порядок предоставление земельных участков для строительства установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) с предварительным согласованием мест размещения объектов; 2) без предварительного согласования.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

-выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

-проведение работ по формированию земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

На основании такого заявления орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

В силу 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Передача земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии заблаговременной публикации в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 16, статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», вступившей в законную силу с 01.10.2005.

Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Кодекса.

В подпункте «б» пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2005.

Согласно пункту 15 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено Решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Из указанных положений следует, что земельное законодательство не содержит запрета на принятие уполномоченным органом после 01 марта 2007 решения о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; напротив, законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков без проведения аукциона в отношении тех земель, процедура предоставления которых для целей строительства начата до указанной даты.

Вместе с тем, при возникновении спора вопрос о способе предоставления земельных участков, процесс оформления которых начался до 01 октября 2005 года, и по которым до этой даты не было принято Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом имеющих значение для разрешения данного спора обстоятельств дела.

По смыслу приведенных выше норм земельного законодательства, правоотношения по предоставлению земли для целей строительства возникают на основании сложного юридического состава, включающего выбор земельного участка, предварительное согласование размещения на нем объекта, принятие решения о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды.

Из системного толкования приведенных норм права вытекает, что предварительное согласование места размещения объекта осуществляется не только в отношении конкретного объекта строительства, но и конкретного субъекта строительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объектов строительства при поступлении заявок от заинтересованных лиц обеспечивается выбор земельных участков, что и было сделано Решением комиссии по землеотводам.

Как следует из материалов дела, по заявлению закрытого акционерного общества «Уралинкор-Инвест» от 25.11.2004 городская комиссия по землеотводам 02.02.2005 (т.е. до изменения порядка предоставления земельных участков для строительства), приняла Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, и на основании данного решения ЗАО «Уралинкор-Инвест» выдано разрешительное письмо от 07.02.2005 за № 30. Главархитектурой Администрации г. Екатеринбурга было выдано Разрешительное письмо № 30 от 07.02.2005 на сбор технических условий, утвержденное заместителем главы города Екатеринбурга. При этом в этом решении и приложенном к нему графическом материале было указано ориентировочное месторасположения земельного участка и его предполагаемое использование. Обществом произведено согласование со всеми указанными в разрешительном письме организациями, а также им были получены все технические условия. Тем самым ЗАО «Уралинкор-Инвест» фактически был осуществлен выбор земельного участка и предварительно согласовано место размещения на этом земельном участке жилого микрорайона, а принятием распоряжения от 17.07.2006. № 2619-р об утверждении проекта границ по существу подтверждено завершение первой стадии процедуры предоставления земельного участка под строительство, поскольку этот ненормативный акт закрепляет обязанность оформления правового режима использования земельного участка в соответствии с положениями действующего Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления была начата процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором не содержалось условие о проведении торгов в случаях предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено право органа местного самоуправления на одностороннее изменение порядка предоставления земельных участков для строительства.

Таким образом, судом установлено и усматривается из материалов дела, процедура согласования акта выбора земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, была начата конкретным субъектом – ЗАО «Уралинкор-Инвест» до принятия Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которым были внесены изменения в порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» обратной силы не имеет, поэтому должны применяться нормы земельного законодательства, действовавшие на момент возникновения спорных отношения, то есть с момента начала порядка (процедуры) предоставления земельного участка для строительства, установленного ст. 30 Кодекса, а именно с момента подачи заявления ЗАО «Уралинкор-Инвест» главе города Екатеринбурга. Следовательно, требования, установленные ст. 30.1 Кодекса, о необходимости проведения аукциона для продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства применены быть не могут.

Таким образом, земельный участок для целей жилищного строительства ЗАО «Уралинкор-Инвест» может быть предоставлен без проведения аукциона.

Ссылка заявителя на необходимость применения ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации судом отклоняется на основании вышеизложенного.

Из материалов дела следует, что общество в установленном порядке обращалось к главе с заявлениями о предоставлении участка (письмо 05-1/09-252 от 25.11.2004), проводились необходимые согласования, то есть при утверждении акта выбора земельного участка обществу соблюдена процедура, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

Срок на оформление документов и вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта ст. 31 Земельного кодекса не содержит.

В дальнейшем закрытым акционерным обществом «Уралинкор-Инвест» в установленном порядке выполнены все мероприятия, предусмотренные ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе произведены работы по формированию земельного участка и его кадастровому учету, т.е. завершены все остальные процедуры, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка. При этом в ходе осуществления работ по формированию земельного участка была произведена корректировка земельного участка площадью 116558 кв.м., расположенного в г. Екатеринбурге по улицам Чкалова – Академика Сахарова (предварительно согласованный ЗАО «Уралинкор-Инвест» на основании Распоряжения Главы г.Екатеринбурга от 17.07.2006 № 2619-р), в результате которой были сформированы и поставлены на кадастровый учет поставлены земельные участки № 9440301 и № 9440302 площадью 39719 кв.м. и 15376 кв.м. (соответственно), расположенные в г. Екатеринбурге по улицам Чкалова – Академика Сахарова.

Таким образом, суд полагает, что у Администрации г. Екатеринбурга возникли законные основания для предоставления закрытому акционерному обществу «Уралинкор-Инвест» земельных участков под строительство и заключения с ним договоров аренды данных земельных участков, в силу чего Постановление Главы муниципального образования «г. Екатеринбург» от 26.02.2007 № 729 «О предоставлении ЗАО «Уралинкор-Инвест» земельных участков по улицам Чкалова – Академика Сахарова для строительства многоэтажных жилых домов» является законным и обоснованным.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьями 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации, граждане, иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том случае, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным Решением, действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.

В заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом (пункт 3 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу упомянутых норм права, в рамках рассмотрения данного дела Общество с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» должно подтвердить, какие его права и законные интересы нарушены ненормативным правовым актом.

Суд считает, что общество с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» не доказало наличие названных обстоятельств.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация города Екатеринбурга проинформировала население о возможном и предстоящем предоставлении спорного земельного участка, разместив официальном печатном издании города Екатеринбург - газета «Вечерний Екатеринбург» от 16.03.2005, соответствующее сообщение. Таким образом, указанная информация была доступна заявителю и общество с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» имело возможность своевременно обратиться в орган местного самоуправления с заявкой на спорный земельный участок в порядке ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, однако, каким - либо образом свою заинтересованность в получении данного земельного участка в аренду для строительства не высказало. При этом, ни на момент издания распоряжения Главы г. Екатеринбурга 3 2619-р от 17.07.2006 «О предварительном согласовании ЗАО «Уралинкор-Инвест» места размещения жилых многоэтажных домов по улицам Чкалова-Академика Сахарова», ни на момент вынесения оспариваемого постановления, заявитель также не претендовал на земельный участок и не заявлял о нарушении своих прав. Доказательств обратного заявителем не представлено и в материалах дела не содержится.

В ходе судебного разбирательства заявителем не представлено суду доказательств подтверждающих нарушение оспариваемым Постановлением его прав и законных интересов в сфере экономической и предпринимательской деятельности. Сама по себе подача в Администрацию г. Екатеринбурга заявления от 05.07.2007 № 37 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» по результатам аукциона двух земельных участков по улицам Чкалова – Академика Сахарова не свидетельствует о нарушении прав и интересов заявителя на спорные земельные участки, поскольку, как указано ранее судом, после публикации сообщения о предстоящем строительстве общество имело возможность своевременно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующей заявкой, осуществив своё право на участие в решении вопросов, затрагивающих его интересы.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемым Постановлением Главы муниципального образования «г. Екатеринбург» от 26.02.2007 № 729 права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Уральский правовой дом» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.

Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требований заявителя о признании недействительным Постановления Главы муниципального образования «г. Екатеринбург» от 26.02.2007 № 729 «О предоставлении ЗАО «Уралинкор-Инвест» земельных участков по улицам Чкалова – Академика Сахарова для строительства многоэтажных жилых домов» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья О.Э. Шавейникова