Арбитражная практика

По иску Прокурора Майкопского района в интересах Гузеевой Н.В. к Администрации МО `Майкопский район` и Министерству образования и науки РА о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья. Решение от 08 апреля 2008 года № . Республика Адыгея.

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Юрченко Н.И.

при секретаре Солодовниковой А.Л.

с участием прокурора Евтушенко Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Майкопского района в интересах Гузеевой Надежды к Администрации муниципального образования «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

Установил:

Прокурор Майкопского района в интересах Гузеевой Надежды обратился в суд с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в размере 707 850 рублей.

В обоснование своих требований указал следующее.

Проведённой прокуратурой Майкопского района по обращению гражданки Гузеевой Н.В. проверкой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Установлено, что Гузеева Н.В. относится категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На основании распоряжения главы администрации МО “Краснооктябрьское сельское поселение“ № 348 от 7.08.2009г. Гузеева Н.В. состоит на учёте граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В настоящее время Гузеева Н.В. не обучается в образовательном учреждении.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях и иных указанных в законе учреждениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из ст.19 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008г. № 163 “О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством“ МО “Майкопский район“ наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой.

Пунктом 3 ст.20 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных на эти цели финансовых средств.



На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, введении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).

На основании ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст.158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вноситпредложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ и Законом РА “О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ Постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009 г. № 74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка установлено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 Порядка закреплено, что по желанию получателя при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже остановленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 23.06.2011г. №299 “О нормативе стоимости 1кв.метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 года“ в настоящеевремя среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей жилой площади жилья по Республике Адыгея составляет 21 450 рублей.

Размер социальной выплаты для приобретения жилья в отношении одиноко проживающего гражданина, относящегося к категории ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также лиц из их числа, составляет 707 850 рублей (21450 рублей х 33 кв. м), которые подлежат взысканию в пользу истца Гузеевой Н.В. с администрации МО “Майкопский район“ и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор может обратиться с заявлением в суд о защите нарушенных и оспариваемых прав гражданина на жилище, основанием для которого явилось обращение к нему гражданина.

Гузеева Н.В. обратилась в прокуратуру Майкопского района с заявлением по вопросу защиты жилищных прав, в котором указала, что самостоятельно их восстановить не может.

Прокурор просит взыскать с администрации МО “Майкопский район“ и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Гузеевой Н.В. за счет субвенции социальную выплату в размере 707 850 рублей на приобретение жилья.

В судебном заседании пом.прокурора Евтушенко Р.А. требования иска поддержал в полном объёме.



Гузеева Н.В. также поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель администрации МО «Майкопский район» - Макарова Е.А., по доверенности, не возражала против удовлетворения иска.

Представитель Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, в письменном отзыве изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Адыгея от 8.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Согласно п.5 данного постановления объём расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчёта 33 квадратных метра общей площади - на семью из одного человека) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья.

Законом Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, которые направлены в местные бюджеты в соответствии с заявками муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании, Гузеева Надежда 26.12.1991 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей: мать - Гузеева Све умерла 9.09.2007г., отец- Гузеев Владимир Ильич умер 17.01.2008 года.

Постановлением Главы администрации МО «Майкопский район» №15 от 30.01.2008 года над несовершеннолетней Гузеевой Н.В. была учреждена опека.

Согласно распоряжению Главы МО «Краснооктябрьское сельское поселение» №348 от 7.08.2009 года Гузеева Н.В. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.07.2009г..

Согласно представленной суду справке ОТИ по Майкопскому району, за Гузеевой Н.В. объектов недвижимости в Майкопском районе не значится.

Из уведомления Майкопского районного отдела Россреестра по следует, что сведения о правах Гузеевой Н.В. на объекты недвижимости отсутствуют.

Суд считает, что право на получение жилого помещения, либо на предоставление целевой субсидии для приобретения жилого помещения, у истицы возникло с момента постановки ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, то есть с 23.07.2009 года.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии на семью из одного человека установлен 33 кв. м..

Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2011 г. N 299 “О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года“ среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республики Адыгея, подлежащая применению органами исполнительной власти Республики Адыгея для расчетов размеров субсидий, составляет 21 450 рублей.

Таким образом, размер предоставляемой истице субсидии должен составить 21 450 руб. х 33 кв.м. = 707 850 руб.

Суд считает, что субсидию на приобретение истицей жилья обязано предоставить муниципальное образование «Майкопский район», отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Министерство образования и науки Республики Адыгея Законом Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» определено администратором доходов республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, т.е. органом государственной власти, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации за правильностью расходования вышеназванных средств. Министерство образования и науки Республики Адыгея выступает в суде от имени казны Республики Адыгея.

Изложенное даёт суду основание взыскать социальную выплату в пользу Гузеевой Н.В. с ответчиков, определив субсидиарную ответственность Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет средств государственной казны Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое требование Прокурора Майкопского района в интересах Гузеевой Надежды Владимировныудовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Майкопский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счёт средств государственной казны Республики Адыгея в пользу Гузеевой Надежды ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, за счет субвенции социальную выплату в размере 707 850 (семьсот семь тысяч восемьсот пятьдесят) рублей на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение десяти дней.

Судья - подпись.

Копия верна: Судья Н.И.Юрченко