Арбитражная практика

О возложении обязанности произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в аптеки; решение не было обжаловано, вступило в законную силу 09.08.2011г.. Решение от 27 июля 2011 года № . Республика Алтай.

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Беспаловой Т.Е.,

при секретаре Казандыковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «Фармация» Республики Алтай о возложении обязанности произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в аптеки,

Установил:

Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУП «Фармация» Республики Алтай о возложении обязанности произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в аптеки, находящиеся по адресу: г. Горно-Алтайск, <адрес>, <адрес> проведя капитальный ремонт и установив пандусы для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручни при входе в здание.

Заявленные требования были мотивированы тем, что прокуратурой города Горно-Алтайска проведена проверка соблюдения учреждениями здравоохранения и иными организациями, находящихся на территории г. Горно-Алтайска требований законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что на момент проверки 20.04.2011г. в трех аптеках, принадлежащих ГУП «Фармация» находящихся по адресу: <адрес>, ул. Э<адрес> и по <адрес> отсутствуют пандусы, что препятствует маломобильному населению г. Горно-Алтайска пользоваться данными аптеками. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан. Согласно рекомендациям по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, к планировочным и конструктивным решениям торговых залов аптек предъявляются те же требования по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, что и в зданиях торгового назначения. При этом потребности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с недостатками зрения будут общими и сводятся в том числе к наличию пандуса для въезда колясок при входе. Перечисленные требования закона в трех аптечных пунктах, принадлежащих ГУП «Фармация» РА находящихся по адресу: г. Горно-Алтайск, <адрес>, ул. <адрес> и по <адрес> должным образом не исполнены: доступ инвалидов значительно затруднен в виду отсутствия пандусов при входе в аптеки.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования прокурором изменялись. В последних уточненных требованиях, направленных в суд, прокурор просил обязать ГУП «Фармация» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в аптеки, находящиеся по адресу: <адрес> и <адрес>, проведя капитальный ремонт и установив пандус для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручни при входе в здание, а в аптеке, расположенной по адресу: <адрес>, установив кнопку вызова фармацевта.

Прокурор города Горно-Алтайска надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, причина неявки представителя прокуратуры в судебное заседание суду не известна. Ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.

От представителя ГУП «Фармация» Данилова А.Н., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ, имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ГУП «Фармация» Республики Алтай имеет целью обеспечение населения Республики Алтай продукцией медицинского назначения, лекарственными средствами, а также сопутствующими товарами медицинского назначения, и ему принадлежат на праве хозяйственного ведения здание аптеки № по адресу: <адрес>, здание аптеки № по адресу: <адрес> и здание аптеки № по адресу: <адрес>.

В судебном заседании нашли подтверждение доводы прокурора города Горно-Алтайска о том, что здание аптеки № по адресу: <адрес> не соответствует требованиям законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения, в частности не имеет пандуса и поручней на наружной лестнице с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу. Об указанных нарушениях свидетельствуют фотографии, представленные в материалах дела, что также не оспаривалось представителем ответчика при подготовке дела к судебному разбирательству и при рассмотрении дела по существу.

Доказательств того, что данный объект невозможно приспособить для нужд инвалидов, ответчиком в суд не представлено.

В соответствии с абз. 1 ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Необходимость создания пандусов и поручней при входе в здания по ГОСТу предусмотрено также Сводом правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» и СНиП 35-01-2001.



Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие указанных приспособлений в здании аптеки № по адресу: <адрес> препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи, с чем требования прокурора об установлении пандуса и поручней при входе в здание указанной аптеки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд считает, что являются необоснованными и не подлежат удовлетворению требования прокурора об устранении указанных нарушений путем проведения капитального ремонта здания аптеки по <адрес>, поскольку беспрепятственный доступ инвалидов в здание аптеки не связывается законом с обязанностью предприятия, оказывающего услуги населению, по проведению капитального ремонта здания в котором расположена аптека.

Согласно приказа директора ГУП «Фармация» Данилова А.М. от 19.07.2011г., заведующим аптек №, расположенной по адресу: <адрес> и №, расположенной по <адрес>, вменены в должностные обязанности выход и обслуживание инвалидов по обеспечению их лекарственными средствами при срабатывании «кнопки вызова провизора для инвалидов», о реализации указанного распоряжения руководителя предприятия также свидетельствуют копии чеков о приобретении звонков и табличек для инвалидов.

Согласно абз. 5 ст. 15 вышеуказанного закона, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Поскольку ГУП «Фармация» в аптеках по <адрес> и по <адрес> до вынесения решения суда предприняты необходимые меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора об обязании ГУП «Фармация» предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в аптеку № по адресу: <адрес>, проведя капитальный ремонт и установив пандус для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручни при входе в здание и установлении кнопки вызова инвалидов в здании аптеки по <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора города Горно-Алтайска удовлетворить в части.

Обязать государственное унитарное предприятие «Фармация» Республики Алтай в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу соорудить в соответствии с требованиями ГОСТа пандус и поручни на наружной лестнице при входе в здание аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>,126.

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц к ГУП «Фармация» Республики Алтай об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в аптеки, находящиеся по адресу: <адрес>,126, <адрес> проведя капитальный ремонт, установлении пандусов и поручней при входе в аптеку, расположенную по адресу <адрес> и установлении кнопки вызова фармацевта в аптеке, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай путем подачи кассационной жалобы и ( или ) протеста через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2011 года

Федеральный судья Т.Е. Беспалова