Арбитражная практика

По иску прокурора Суоярвского района об обязании совершить определенные действия. Решение от 09 сентября 2011 года № . Республика Карелия.

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Васильевой Т.С.

с участием прокурора Кучина И.А.

при секретаре Капитоновой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Суоярвское городское поселение» об обязании совершить определенные действия

Установил:

Прокурор Суоярвского района обратился в Суоярвский районный суд с названным иском к Администрации муниципального образования «Суоярвское городское поселение» в интересах неопределенного круга лиц. Заявленные исковые требования обосновывают тем, что в рамках проведенной прокуратурой Суоярвского района проверки соблюдения природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно выполнения работ по санитарной очистке (содержанию мест организации сбора твердых отходов и крупногабаритного мусора, их вывоза, наличия несанкционированных свалок мусора), установлено, что на 7 км автодороги Суоярви-Поросозеро (данные GPS- навигатора: N 62°08,608“, E 032°25,575“) в квартале 140 Суоярвского лесничества обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора. Результаты проведенной проверки, а также фактическое содержание несанкционированной свалки - бытовой мусор жизнедеятельности граждан, свидетельствуют о том, что администрацией МО «Суоярвское городское поселение» ненадлежащим образом организовано исполнение полномочий в части вывоза твердых бытовых отходов на места их утилизации (захоронения), что привело к образованию несанкционированной свалки бытового мусора на 7 км автодороги Суоярви-Поросозеро. Просят обязать ответчика осуществить ликвидацию несанкционированной свалки бытового мусора, расположенной на 7 км автодороги Суоярви-Поросозеро, в квартале 140 Суоярвского лесничества, путем сбора и вывоза бытового мусора на место его утилизации (захоронения).

Определением Суоярвского районного суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство по природопользованию и экологии РК и ООО «Ареал».

В судебном заседании прокурор Кучин И.А. поддержала заявленные исковые требования. Просит обязать ответчиков осуществить ликвидацию несанкционированной свалки в срок до 1 ноября 2011 года.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования «Суоярвское городское поселение» (по доверенности) Полищук П.В. заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что Администрация Суоярвского городского поселения не является надлежащим ответчиком по делу. Согласно Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Сбор, вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 управляющими компаниями и размещается на земельном участке, находящемся в собственности Суоярвского района и предназначенном для расположения и эксплуатации городской свалки бытовых и промышленных отходов. Из иска следует, что незаконные свалки мусора расположены на землях лесного фонда. Полномочия органом местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.81,82,84 Лесного кодекса РФ. В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 Лесного кодекса РФ или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами. В соответствии с Лесным кодексом РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указных землях. Ч.1 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным настоящим федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Полномочия по защите лесов, расположенных на землях лесного фонда, а также соответствующие субвенции на уровень муниципального образования «Суоярвское городское поселение» не передавались. Ст.86 Бюджетного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с Решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика - Министерства по природопользованию и экологии РК (по доверенности) Жукова В.В. исковые требования не признала. Пояснила, что Министерство не считает себя надлежащим ответчиком по делу. Обязанность Министерства по ликвидации свалок бытовых и иных отходов на территории лесного фонда законодательством не установлена. В соответствии с Лесным кодексом РФ Министерство как орган государственной власти РК, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия о в области лесных отношений, в числе прочих переданных полномочий обеспечивает охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда. Данные полномочия осуществляются за счет средств субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что Министерство осуществляет перечень переданных полномочий в области лесных отношений на землях лесного фонда за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, расходование указанных средств на мероприятия, не предусмотренные законодательством, будет являться нецелевым использованием выделенных финансовых средств. Кроме того, несанкционированная свалка расположена в квартале 140 выдел 5 Суоярвского участкового лесничества. В соответствии с договором аренды лесного участка № 10-з от 20.11.2008, заключенным между ООО «Ареал» и Министерством лесного комплекса РК (правопреемник Министерство по природопользованию и экологии РК) квартал 140 Суоярвского участкового лесничества является арендованным участком лесного фонда. В соответствии с вышеуказанным договором аренды, арендатор лесного участка обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок, производственных отходов своей деятельности и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора. В данном случае наличие вины арендатора не является обязательным условием, так как обязанность арендатора по ведению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом земельном участке предписана законом (ч.2 ст.616 ГК РФ, ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ), а также иными правовыми актами (п.4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414). Таким образом, законом установлена обязанность арендатора, то есть ООО «Ареал» по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с правилами санитарной безопасности в лесах.

Представитель ответчика ООО «Ареал» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены, возражений по иску суду не представили.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что прокуратурой Суоярвского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно выполнения работ по санитарной очистке (содержанию мест организации сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, их вывоза, наличие несанкционированных свалок мусора).

В ходе проверки было установлено, что на 7-м км автодороги Суоярви-Поросозеро (данные GPS- навигатора: N 62°08,608“, E 032°25,575“) в квартале 140 Суоярвского лесничества обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора.

Из содержания п.п.7 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и п.9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с точки зрения сопоставления полномочий позволяет утверждать, что их реализация обеспечивается фактически совместной деятельностью двух уро власти - регионального и муниципального.



В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 указанного выше Закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; лесная и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух.

Согласно требованиям ст.51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в подземные и поверхностные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения, Решение которых возложено на орган местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п/п 4 п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Согласно п.1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 № 206-П, Министерство по природопользованию и экологии РК осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопастности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов, в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии со ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ указанные в настоящее статье меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Ст. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнении и иного негативного воздействия).

Согласно п.4 указанных Правил санитарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. П.28 данных Правил предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Согласно п.5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со ст.19 Лесного кодекса РФ и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (ст.4 Правил санитарной безопасности в лесах).

Таким образом, ч.2 ст.55 Лесного кодекса РФ и п.4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.

Согласно договора аренды земельного участка, заключенного 20.11.2008 года Министерством лесного комплекса РК и ООО «Ареал», квартал 140 Суоярвского участкового лесничества является арендованным ООО «Ареал» участком лесного фонда. В соответствии со ст.4.4.13 вышеуказанного Договора ООО «Ареал» обязано соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.

Статьей 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Из анализа приведенных выше положений Лесного кодекса РФ, правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.



Учитывая изложенное, суд полагает, что меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки, должны осуществляться ООО «Ареал», в связи с чем исключает из числа ответчиков Администрацию МО «Суоярвское городское поселение» и Министерство по природопользованию и экологии РК.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42, 58 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как наличие несанкционированных свалок повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, учитывая положения ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика ООО «Ареал» в бюджет Суоярвского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Суоярвского района удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ареал» в срок до 1 ноября 2011 года осуществить ликвидацию несанкционированной свалки бытового мусора, расположенной на 7 км автодороги Суоярви-Поросозеро, в квартале 140 Суоярвского лесничества, путем сбора и вывоза бытового мусора на место его утилизации (захоронения).

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ареал» в доход местного бюджета Суоярвского муниципального района государственную пошлину по делу в размере 4000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд в течение 10 дней.

Судья Васильева Т.С.