Арбитражная практика

Решение от 16 сентября 2011 года № 2-4830/2011. Решение от 16 сентября 2011 года № 2-4830/2011. Омская область.

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Павлова А.В.

при секретаре Смоловой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 сентября 2011 года дело

№ 2-4830/2011 по иску Чистякова А.В. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области», Новосибирскому межведомственному экспертному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов о признании действий незаконными, понуждении к действию,

Установил:

Чистяков А.В. обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области», Новосибирскому межведомственному экспертному совету по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов о признании действий незаконными, понуждении к действию, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по

ДД.ММ.ГГГГ он являлся участником ликвидации аварии на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах серии №. Согласно Постановления Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ №, его заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. С ДД.ММ.ГГГГ ВТЭК республики Казахстан ему установлена 3 группа инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ с причиной: «увечье получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС». С ДД.ММ.ГГГГ он является гражданином Российской Федерации. В июне 2005 года он обратился в учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы для повторного освидетельствования с предоставлением всех необходимых медицинских документов.

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» установило повторно инвалидность, подтвердила третью группу, однако в причине инвалидности со связью с аварией на ЧАЭС было отказано, причина инвалидности была изменена в одностороннем порядке на «общее заболевание». ФГУ «ГБМСЭ по Омской области» было предложено ему обратиться в Новосибирский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов для установления связи заболеваний с аварией на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ Решением межведомственного совета ему было отказано в установлении связи с аварией на ЧАЭС, при этом указано, что заболевание (инвалидность) общее с сочетанным воздействием радиационных и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не связано. ФГУ «ГБМСЭ по Омской области» с ДД.ММ.ГГГГ инвалидность назначена бессрочно, однако причиной инвалидности указано «общее заболевание».

Просил признать незаконным Решение Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов об отсутствии связи полученного им заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» выдать ему справку в подтверждение факта инвалидности с указанием причины инвалидности: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал и дал суду пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель истца Андреев С.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования также поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Черногор Н.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал и пояснил суду, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется исключительно межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Решением Новосибирского межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ дано заключение, что заболевание Чистяков А.В. общее, с сочетанием воздействием радиационных и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не связано. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Ответчик Новосибирский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что экспертным заключением республиканского регионального экспертного Совета от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заболевание Чистяков А.В. связано с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также «вызвано аварией на ЧАЭС» (л.д. 30).

Как следует из справки № Министерства Украины, выданной Чистяков А.В. ДД.ММ.ГГГГ, доза внешнего облучения за период работы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС составила в ДД.ММ.ГГГГ году - 5,0 мЗв, в ДД.ММ.ГГГГ года - 16,0 мЗв (л.д. 34).

ДД.ММ.ГГГГ Щучинским ОГВК Кокчетавской области р. Казахстан Чистяков А.В. выдано бессрочное и действительное на всей территории Союза ССР удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ годах серии № (л.д. 37).

В последствии, Министерством труда и социального развития Омской области

ДД.ММ.ГГГГ Чистяков А.В. выдано аналогичное бессрочное и действительное на территории РФ удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии № (л.д. 36)

ДД.ММ.ГГГГ Чистяков А.В. впервые освидетельствован во ВТЭК р. Казахстан. Согласно выписки из акта освидетельствования, Чистяков А.В. установлена третья группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении военной обязанности в связи с аварией на ЧАЭС (л.д. 29).

Далее ежегодно Чистяков А.В. проходил освидетельствование во МСЭК

р. Казахстан, признавался инвалидом третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении военной обязанности в связи с аварией на ЧАЭС (л.д. 19-28).

Выпиской из акта освидетельствования во МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ р. Казахстан Чистяков А.В. инвалидность была установлена до ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на дату очередного освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Согласно выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом ФГУ «Главное бюро МСЭ по Омской области» от ДД.ММ.ГГГГ, Чистяков А.В. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 18).

Чистяков А.В. также ежегодно проходил освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ, признавался инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д. 14-17).

Согласно п. 3 ч. 1 статьи 13 Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1

“О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ…

В соответствии с указанным Законом, под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Указания Минсоцзащиты РФ от 31 августа 1993 года N 1-40-У

“О некоторых вопросах причинной связи инвалидности с последствиями радиационных воздействий“ установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности указанным лицам с последствиями радиационного воздействия осуществляется межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями и медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации.

Заключения межведомственных советов, военно-врачебных комиссий и медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ о причинной связи заболевания (травмы, увечья) с последствиями радиационного воздействия являются основанием для решения вопроса об установлении причины инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, возмещения вреда, причиненного здоровью гражданам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц, причина инвалидности при наличии заключений межведомственного совета о причине инвалидизирующих заболеваний (последствий увечья, травмы) устанавливается - “связано с последствиями радиационных воздействий“, а в отношении военнослужащих и военнообязанных - в точном соответствии с Постановлением военно-врачебной комиссии. При этом одновременно определяется степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Учитывая, что пенсия гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие радиационных воздействий, назначается в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в редакции от 18 июня 1992 года в размере возмещения фактического ущерба либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, им также устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности.

Справка о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах выдается пострадавшему, выписка из акта освидетельствования во ВТЭК пересылается в орган, назначающий пенсию или выплачивающий ранее назначенную пенсию.

Переосвидетельствование инвалидов производится врачебно-трудовыми экспертными комиссиями через пять лет.

Пунктом 1 Разъяснения Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года № 1 “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности“, в целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъяснено, что определение причин инвалидности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 2 Разъяснения (Решение Верховного Суда РФ от 01 ноября 2006 года № ГКПИ06-938, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 декабря 2006 года N КАС06-478, Решение Верховного Суда РФ от 12 июля 2007 года N ГКПИ07-307, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2007 года N КАС07-466 признан не противоречащим действующему законодательству) федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

общее заболевание;

инвалид с детства;

профессиональное заболевание;

трудовое увечье;

военная травма;

заболевание получено в период военной службы;

заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

заболевание связано с аварией на ПО “Маяк“;

заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО “Маяк“;

заболевание связано с последствиями радиационных воздействий;

заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

На основании п. 7 Разъяснения Минтруда РФ от 15 апреля 2003 года N 1

“Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности“ причина инвалидности с формулировкой “военная травма“ определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшие военнослужащие), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“). Причина инвалидности с формулировкой “военная травма“ определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 12 (Решение Верховного Суда РФ от 22 марта 2007 года N ГКПИ06-1451 в части указания формулировки причины инвалидности: “заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС“ признан не противоречащим действующему законодательству) Разъяснений, причина инвалидности с формулировкой “заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС“ устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При установлении инвалидности бывшему военнослужащему и гражданину, призванному на специальные сборы и привлеченному к выполнению работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, по увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, связанному с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеющему заключение ВВК о причинной связи этого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, причина инвалидности определяется в точном соответствии с заключением ВВК.

На основании п. 17 Разъяснений при наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида либо его законного представителя или та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты (в справке указывается только одна причина инвалидности).

В соответствии с п. 18 (Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2006 г. N ГКПИ06-938, оставленным Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 декабря 2006 г. N КАС06-478 без изменения признан не противоречащим действующему законодательству) причина инвалидности, гарантирующая гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты, сохраняется при повышении группы инвалидности вследствие вновь возникших увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, если ранее не было допущено ошибки при определении группы инвалидности. Причина инвалидности “военная травма“ сохраняется также в тех случаях, когда к моменту очередного переосвидетельствования последствия увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, являющиеся следствием военной травмы, не приводят к ограничению жизнедеятельности и установление группы инвалидности обусловлено вновь возникшими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), заболеваниями.

В соответствии с п. 20 (Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2006 г. N ГКПИ06-938, оставленным Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 декабря 2006 г. N КАС06-478 без изменения признан не противоречащим действующему законодательству) все тех же Разъяснений причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.

Согласно представленной копии военного билета Чистяков А.В., последний с

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне

(л.д. 32-33).

На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Республики Казахстан признано, что увечье Чистяков А.В. получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (л.д. 31).

Решением межведомственного экспертного совета Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов Заболевание Чистяков А.В. является общим с сочетанным воздействием радиоактивных и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не связано (л.д. 13).

Письмом ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Чистяков А.В. указано, что причина инвалидности ему установлена на основании ст. 24 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Разъяснения от 15 апреля 2005 года № 1 «Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (л.д. 11).

Чистяков А.В. для установления причинной связи заболевания с сочетанным воздействием радиационных и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС были направлены документы в Российский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболевания, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на что ему было указано, что согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов» ему необходимо обратиться по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 12).

Материалами дела было достоверно установлено и не отрицалось ответчиками, что истец являлся участником ликвидации аварии на ЧАЭС, получив в ДД.ММ.ГГГГ году дозу облучения в объеме 5,0 мЗв, в ДД.ММ.ГГГГ года - 16,0 мЗв (л.д. 34).

В связи с изложенным, обоснованно отнести истца к категории лиц, названных в п.п. 2 п. 2 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»

Восстанавливая нарушенное право истца суд указывает на неправомерное установление ему «общего заболевания», учитывая представленные им Новосибирскому совету медицинские документы, содержащие все первоначально установленные истцу диагнозы, информацию о сроках заболеваний, динамику болезненных нарушений в поставарийный период, которые были выявлены и зафиксированы в медицинской документации истца в период прохождения им военной службы или через незначительный промежуток времени, которые никак не изменились, а также являются хроническими и медленно прогрессирующими.

Более того, сам факт получения истцом указанных заболеваний в период исполнения им воинской обязанности ответчиками не отрицался.

Суд еще раз указывает на возникновение у истца довольно серьезного перечня заболеваний в период либо непосредственно после исполнения истцом своего конституционного долга по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Чистякова А.В. удовлетворить.

Признать незаконным Решение Новосибирского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов об отсутствии связи полученного Чистяковым А.В. заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» выдать Чистякову А.В. справку в подтверждение факта инвалидности с указанием причины инвалидности: «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Решение вступило в законную силу 01.10.11