Арбитражная практика

По гражданскому делу № 2-4793/11 по иску прокурора ЦАО г. Омска в интересах Крыловой М.В. к Администрации ЦАЛО г. Омска о внеочередном предоставлении жилья.. Решение от 16 августа 2011 года № 2-4793/2011. Омская область.

Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Середнева Д.В. при секретаре Рыбаковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4793/2011 по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Крыловой М.В. к Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Центрального АО г. Омска обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что Крылова М.В. является ребенком - сиротой, оставшимся без попечения родителей. На основании договора о передаче несовершеннолетних детей в приемную семью, заключенного между органами опеки и попeчитeльcтвa и Копаевыми ДД.ММ.ГГГГ, Крылова М.В. находилась с 1999 по 2008 гг. в семье Копаевых, по достижению 18-него возраста. Мать Крыловой М.В.- Крылова А.С. умерла в 1999 году, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Постановлением Администрации г.Омска №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Крылова М.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. С 2011 года Крылова М.В. состоит на очереди в Администрации города Омска на получение муниципальной жилой площади, состоит в списке граждан под номером 22 согласно приложению к постановлению №. Крылова М.В. жилплощади не имеет, зарегистрирована по адресу приемной семьи в <адрес>.

Просит обязать Администрацию города Омска предоставить Крыловой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального АО города Омска исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию города Омска предоставить Крыловой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций Омской области.

Крылова М.В. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации города Омска и третьего лица - Департамента жилищной политики Администрации города Омска Чеголя Ю.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, пояснила, что у ответчика имеются основания для предоставления жилого помещения Крыловой М.В. по договору социального найма после обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с вынесенными судебными решениями и детей-сирот, поставленных в городе Омске на регистрационный учет ранее Крыловой М.В., исходя из объема целевых финансовых средств, переданных в бюджет города Омска из бюджета Омской области.

Судом установлено, что Крылова М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями Крыловой М.В. являются Крылова А.С. и Крылов В.А., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).

Мать Крыловой М.В.- Крылова А.С. умерла в ДД.ММ.ГГГГ году (повторное свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче несовершеннолетних детей в приемную семью, заключенного между органами опеки и попeчитeльcтвa и Копаевым С.В. и Копаевой Л.Н., Крылова М.В. находилась с 1999 по 2008 гг. в приемной семье Копаевых.

Постановлением Администрации города Омска №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Крылова М.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Приложением к этому постановлению является список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Крылова М.В. включена в этот список под номером 22.

Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в приемных семьях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 4, 5 указанного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные этим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В ст.86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ.

В п.2 ст.45 Закона Омской области от 07.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» сказано, что полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. В соответствии со статьей 17 этого Закона средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. На основании пункта 15 статьи 44 этого Закона Омской областью муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

В целях эффективной реализации переданных государственных полномочий Постановлением Мэра города Омска от 18.11.2006 № 876-п создана городская комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся под опекой (попечительством), состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющим закрепленных жилых помещений.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановление Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» установлена норма предоставления по городу Омску в размере 18 кв.м.

Пунктом 4 статьи 7 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-03 «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв.м - на одиноко проживающего человека.

В соответствии с положениями части 3 статьи 50 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 этого Кодекса, порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, которым устанавливается федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, могут быть установлены иные нормы предоставления.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном этим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Дети-сироты относятся к особой категории граждан, определенной Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым могут предоставляться органами местного самоуправления жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Омской области от 07.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлено, что состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

Муниципальные правовые акты в рамках реализации государственного полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями муниципальным образованием городской округ город Омск не принимались, следовательно, самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные статьей 86 Бюджетного кодекса РФ, у муниципального образования городской округ город Омск Омской области отсутствуют.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Крыловой М.В. к Администрации города Омска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Омска предоставить Крыловой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций Омской области.

Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья: Д.В.Середнев

Решение вступило в хзакронную силу 27.09.2011 г.