Арбитражная практика

По делу № 2-948/11 по иску об обязании произвести паспортизацию дороги. Решение от 13 сентября 2011 года № 2-948/11. Ленинградская область.

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Романовой В.П.,

с участием прокурора Михайловой Р.Ю.

при секретаре Вихаревой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области об обязании местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение произвести паспортизацию дороги по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение

Установил:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ, которым просил суд обязать местную администрацию муниципального образования Аннинское сельское поселение произвести паспортизацию дороги по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение в соответствии с требованиями Областного закона N 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

В обоснование иска, ссылаясь на то обстоятельство, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения.

Основываясь на положениях ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. ст. 2, 4, 7, 10 Закона Ленинградской области N 28-оз от 05 августа 1997 года “Об автомобильных дорогах Ленинградской области“, п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 “Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования“, утвержденных Минавтодором РСФСР, прокурор просил суд обязать местную администрацию муниципального образования Аннинское сельское поселение произвести паспортизацию дороги по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение в соответствии с требованиями Областного закона Ленинградской области от 08.07.1997 № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленное требование указанием на срок паспортизации дороги по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение до 1 июля 2014 года.

Представители ответчика администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение, третьих лиц администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и Совета депутатов МО Аннинское сельское поселение в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени судебного заседания.

От главы местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение Д.В. Рытова поступило в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

С учетом позиции участвующего в деле прокурора Михайловой Р.Ю., не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, их надлежащего извещения о времени судебного заседания, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора в поддержку заявленного требования и его заключение об удовлетворении иска, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу п. 8 ст. 6 ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ“ от 08 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, п. 5 ст. 4 Устава муниципального образования Аннинское сельское поселение к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ответа заместителя главы местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение Д.А. Смирнова от 26.07.2011 № 01-12/858 следует, что Постановлением от 27.07.2011 № 117 в Аннинском сельском поселении утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д.14-19).

Его же письмом от 14.06.2011 № 01-12/691 подтверждается, что технический паспорт на автомобильную дорогу по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение в местной администрации отсутствует (л.д.8-13).

Таким образом, находящаяся в споре автомобильная дорога по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение является автомобильной дорогой местного значения, расположена в границах Аннинского сельского поселения, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика, технический паспорт автомобильной дороги отсутствует (л.д. 17).

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что указанная автодорога является собственностью Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, в силу действующего законодательства.

Согласно ст. 7 Областного закона № 28-оз автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области.

Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области.

Учет дорожной сети предусматривает: составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги; балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги; ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 “Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования“ определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 - 83).

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ “О безопасности дорожного движения“ определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая, что спорная дорога расположена в границе сельского поселения, является собственностью Аннинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, её паспортизацию должен осуществлять ответчик.

Ссылка главы администрации на отсутствие в бюджете местной администрации достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, необходимости произвести перераспределение денежных средств для выполнения решения суда, само по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог и не может быть положена в основу отказа в удовлетворении законного и обоснованного иска прокурора.

Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению иска, учитывая так же и то обстоятельство, что срок, об установлении которого просит прокурор – до 1.07.2014 года, согласуется со сроком указанным в отзыве ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Требование прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.

Обязать местную администрацию муниципального образования Аннинское сельское поселение в срок до 1 июля 2014 года произвести паспортизацию дороги по ул. Медиков внутри населенного пункта д. Кемпелево муниципального образования Аннинское сельское поселение в соответствии с требованиями Областного закона Ленинградской области от 08.07.1997 № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Романова В.П.