Арбитражная практика

Решение от 14 сентября 2011 года № 2-573/2011. Решение от 14 сентября 2011 года № 2-573/2011. Оренбургская область.

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань НВ, с участием заместителя прокурора Акбулакского района Кенжина Р.А., при секретаре Решетниковой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,

Установил:

Исполняющий обязанности Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с указанным выше исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и в его обоснование указал, что при проведении проверки исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес>» при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест установлено, что муниципальное образование <данные изъяты> сельсовет состоит из двух населенных пунктов - <адрес> и <адрес>. В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов Решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) не согласовывалась.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.

В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО <данные изъяты> сельсовет <адрес>, что является нарушением ст.8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, при этом одним из способов защиты указанных прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ст.76 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке, в соответствии с действующим законодательством. Просил признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> сельсовет <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования и обязать администрацию МО Васильевский сельсовет не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором )выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

Представитель Акбулакской районной прокуратуры Кенжин Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» - глава муниципального образования ФИО3 иск прокурора признал в полном объеме, пояснив, что денежные средства на эти цели у них отсутствуют.

Судом разъяснены последствия признания заявленных требований и принятия их судом, предусмотренные ст. 173,221 ГПК РФ.

Учитывая, что признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд считает возможным принять признание заявленных требований.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания ответчиком заявленных требований, в мотивировочной части решения указывается только на признание заявленных требований и принятие его судом.

Поскольку судом признание заявленных требований ответчиком принято, иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, судья

Решил:

Иск исполняющего обязанности Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> сельсовет <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.

Обязать администрацию МО <данные изъяты> сельсовет не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия

человека (Роспотребнадзором); принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Акбулакского района в течение 10 дней.

Судья Н.В.Сохань

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-573 (2011 года) в производстве Акбулакского районного суда Оренбургской области.

Судья Н.В.Сохань