Арбитражная практика

Решение от 20 октября 2011 года № 2-1034/2011. Решение от 20 октября 2011 года № 2-1034/2011. Ленинградская область.

Приозерский городской суд Ленинградской области

в составе судьи Переверзиной Е.Б.,

при секретаре Ботковой М.Б.,

с участием прокурора Андреевой П.А.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Кузнечное» Трубицына Е.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кузнечное» об обязании произвести паспортизацию дороги по улице <адрес> в пгт. <адрес> в соответствии с действующим законодательством в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

Установил:

Приозерский городской прокурор обратился в Приозерский суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Кузнечное» об обязании произвести паспортизацию дороги по улице <адрес> в пгт. <адрес> в соответствии с требованиями Областного Закона № 28-оз от 05.08.1997 года «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Кузнечное». В соответствии с действующим законодательством, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что технический паспорт на дорогу по улице <адрес> в администрации муниципального образования «Кузнечное» отсутствует. С учётом того, что безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно, исковое заявление предъявлено прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика произвести паспортизацию дороги по улице <адрес> в пгт. <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утвержденной Минавтодром РСФСР.

В судебном заседании помощник Приозерского городского прокурора Андреева П.А., уточненные требования поддержала в полном объеме.

Ответчик – представитель администрации муниципального образования «Кузнечное» Трубицын Е.С., действующий на основании доверенности, исковые требования признал, однако указал, что в связи с отсутствием финансирования срок, указанный прокурором для исполнения решения суда, является недостаточным, в связи с чем, просил увеличить срок исполнения решения суда до девяти месяцев.

Помощник Приозерского городского прокурора Андреева П.А. не возражала предоставить срок для проведения паспортизации дороги по улице <адрес> в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Третье лицо - администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в зал судебного заседания не направило. В представленном суду заявлении просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, по существу заявленного требования высказало позицию на усмотрение суда.

Выслушав мнение прокурора, пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.



Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Приозерской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлено отсутствие технического паспорта на дорогу по улице <адрес>, находящейся в границах муниципального образования «Кузнечное» муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 8 статьи 6 вышеуказанного Закона предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:

осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Государственный учет автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

Согласно Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. В соответствии с п. 1.2, паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком, что паспортизация дороги по улице <адрес> не проводилась, технический паспорт на эту дорогу в администрации муниципального образования «Кузнечное» отсутствует.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно s://offline/main?base=LAW;n=102040;fld=134;dst=137“ п. 5 ст. 14 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и пункта 5 ст. 3 Устава муниципального образования «Кузнечное», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.



В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком по делу, что спорная дорога по улице <адрес> протяженностью <данные изъяты> км является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и расположена в границах микрорайона <адрес> муниципального образования «Кузнечное».

Доказательств, подтверждающих, что дорога по улице <адрес> муниципального образования «Кузнечное» находится в собственности иных лиц, стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (п. 1.2 ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ “О безопасности дорожного движения“ определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Учитывая то обстоятельство, что дорога по улице <адрес> находится в границах микрорайона <адрес> муниципального образования «Кузнечное», суд приходит к выводу о том, что ее технический учет и паспортизацию должен осуществлять ответчик.

Отсутствие достаточных источников финансирования на ремонт и содержание улиц в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленного иска.

При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Недостаточность собственны Ф.И.О. муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).

По действующей системе законодательных норм автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местной власти, должны пройти обязательную процедуру технической паспортизации, что позволит вести учет состояния дорог и всех элементов дороги, обеспечит возможность контроля за ведением своевременного надлежащего ремонта, содержания дороги и в конечном итоге, эти меры позволят обеспечить и улучшить эффективность эксплуатации дороги и безопасность движения по ней, что отвечает законным правам и интересам всех жителей населенного пункта, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кузнечное» об обязании произвести паспортизацию дороги по улице <адрес> в пгт. <адрес> в соответствии с действующим законодательством в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузнечное» муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести паспортизацию дороги по улице <адрес> в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 6, ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 3-5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утвержденной Минавтодором РСФСР.

На Решение суда может быть подана кассационная жалоба и (или) представление в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней через Приозерский городской суд.

Судья Е.Б. Переверзина