Арбитражная практика

Решение от 15 сентября 2011 года № 2-552/2011. Решение от 15 сентября 2011 года № 2-552/2011. Оренбургская область.

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Стойко С.В., при секретаре Несоленой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабаевой Х.А. о выделении жилья

Установил:

Бабаева Х.Б. обратилась в суд с указанным выше иском, в его обоснование указала на следующие обстоятельства.

С ДД.ММ.ГГГГ года она стоит на льготной очереди на получение жилья в <данные изъяты>, как ребенок-сирота, поскольку ее родители умерли. Однако до настоящего времени жилье ей не выдано, просит обязать администрации Мо Акбулакский район выделить ей жилье по месту жительства.

Истец Бабаева Х.А. в судебное заседание не явилась, о времени и места рассмотрения была извещена надлежащим образом, в письменном заявлении суду, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - администрации МО Акбулакский район Скорынко М. В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Бабаевой Х.А. признал в полном объеме, указав, что в обязанность администрации муниципального образования Акбулакский район входит предоставления жилья нуждающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Представитель органа опеки и попечительства МО «Акбулакский район», ФИО5 в судебном заседании просила исковые требования Бабаевой Х.А. удовлетворить, указав, что истец имеет право на получение жилья, так как является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, представителя органа опеки и попечительства, считает заявление подлежащим удовлетворению

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения главы МО «<данные изъяты>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бабаева Х.А. была принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «Дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 пункт «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 названного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Дети, оставшиеся без попечения родителей находятся на особом контроле у государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.



В соответствии сост. 44 Конституции РФ дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Согласно ст. 148 Семейного Кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Так, вне очереди, согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на оснований решений органов местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений подоговорам социального найма выдаются и направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного кодекса, является основанием заключения соответствующего в срок, установленный данным Решением.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 120 - ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы опеки и попечительства осуществляют меры по защите личных иимущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

В материалах дела имеются свидетельства о смерти родителей истца - ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ и ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ. То есть истце до 18 -летнего возраста осталась без попечения родителей.

Таким образом, исходя из приведенной выше нормы ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ и с учетом перечисленных доказательств у суда имеются основания для вывода о том, что, поскольку истец Бабаева Х.А. до 18-летнего возраста осталась без попечения обоих родителей, она имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1), и из приведенной нормы следует, что право на жилье по окончании пребывания, в частности, в госучреждениях и в учреждениях всех видов профессионального образования, приобретают как дети, имевшие закрепленное жилое помещение, так и те, за которыми такое жилье закреплено не было. При этом дети из категории не имевших закрепленного жилья обеспечиваются таковым вне очереди и не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти.

Подпунктом 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, по окончании, в частности, их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Как это следует из п. 4 названной статьи Кодекса, Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно быть принято с соблюдением требований настоящего Кодекса, а именно:

предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 5 ст. 57, ст. 50 ЖК РФ);

быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (ст. 62 ЖК РФ);

быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ).

Поскольку Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-O3 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельной категории граждан» государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении и в учреждениях всех типов профессионального образования, наделено муниципальное образование «Акбулакский район», то есть обязанность по выделению жилья детям-сиротам возложена на муниципальное образование «Акбулакский район» в лице его администрации.



Таким образом, суд приходит к выводу, что, поскольку истец Бабаева относится к категории перечисленных в абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Закона лиц, не имевших закрепленного жилья, его пребывание в указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ государственных учреждениях и в учреждениях профессионального образования окончено, то он, с учетом своего статуса ребенка, оставшегося до 18-летнего возраста без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилья.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что Бабаева является ребенком, оставшимся без попечения родителей и с <данные изъяты> состоит на регистрационном учете на получение жилья в <адрес> и администрацией муниципального образования «Акбулакский район» до настоящего времени жилье ему не предоставлено, требования истца об обязании администрации муниципального образования «Акбулакский поссовет» Акбулакского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения требований закона в части предоставления жилья, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Бабаевой Х.А. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Акбулакский район Оренбургской области обеспечить Бабаеву Х.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жильем по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда, через Акбулакский районный суд в течение 10 дней.

Судья: