Арбитражная практика

Решение от 21 сентября 2011 года № 2-899/2011. Решение от 21 сентября 2011 года № 2-899/2011. Оренбургская область.

Судья Илекского районного суда Оренбургской области Мругова Л.К.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А.

представителя ответчика главы МО Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области Петренко С.В.,

при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и об обязании принять меры по противодействию коррупции,

Установил:

Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области об обязании принять меры по противодействию коррупции.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что прокуратурой Илекского района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления района.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

В силу требований части 1 указанной статьи Федерального закона № 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином (часть 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам местного самоуправления предписано в 2-месячный срок разработать и утвердить перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».



Между тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 администрацией Мухрановского сельсовета Илекского района Оренбургской области перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» до настоящего времени не разработан и не утвержден.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 1 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Подобная ситуация с непринятием мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» недопустима, свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения в вопросе противодействия коррупции, следствием чего нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку идет вразрез с национальным планом противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 21.07.2008 № Пр-1568, с проведением единой государственной политики в области противодействия коррупции (статья 7 Федерального закона № 273-ФЗ).

Кроме того, отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего указанную сферу правоотношений, создает благоприятную почву для совершения муниципальными служащими администрации коррупционных правонарушений и может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать бездействие администрации МО Мухрановский сельсовет, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренный ст. 12 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным и обязать ответчика принять меры по противодействию коррупции.

В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. на исковых требованиях прокурора Илекского района Оренбургской области настаивала и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании глава МО Мухрановский сельсовет Петренко С.В. исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области признал в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как указано в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

В соответствии с требованиями ч. 1 указанной статьи Федерального закона № 273-ФЗ, гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).



Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином (часть 3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам местного самоуправления предписано в 2-месячный срок разработать и утвердить перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебном заседании было установлено, что в нарушение ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 администрацией Мухрановского сельсовета Илекского района Оренбургской области перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» до настоящего времени не разработан и не утвержден.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 1 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Суд соглашается с мнением истца, что подобная ситуация с непринятием мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» недопустима, свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения в вопросе противодействия коррупции, следствием чего нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку идет вразрез с национальным планом противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 21.07.2008 № Пр-1568, с проведением единой государственной политики в области противодействия коррупции (статья 7 Федерального закона № 273-ФЗ).

Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего указанную сферу правоотношений, создает благоприятную почву для совершения муниципальными служащими администрации коррупционных правонарушений и может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Илекского района следует удовлетворить, признать бездействие администрации МО Мухрановский сельсовет незаконным и обязать ответчика принять меры по противодействию коррупции, а именно разработать, утвердить и опубликовать нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению перечня должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Мухрановский сельсовет разработать, утвердить и опубликовать нормативный правовой акт, устанавливающий перечень должностей муниципальной службы, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К.Мругова

Мотивировочная часть решения изготовлена 26.09.2011

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К.Мругова

.