Арбитражная практика

Решение от 22 сентября 2011 года № 2-917/2011. Решение от 22 сентября 2011 года № 2-917/2011. Оренбургская область.

Судья Илекского районного суда Оренбургской области Мругова Л.К.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А.

при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области об обязании оборудовать пандусом вход в здание,

Установил:

Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области об обязании оборудовать пандусом вход в здание.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что прокуратурой Илекского района проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения прав инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с положениями статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Положения установленных стандартов и правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 года, инвалидам гарантируются обеспечение доступа в процессе жизнедеятельности и равных возможностей для всех инвалида во всех сферах жизни общества, для чего следует принимать меры для обеспечения им доступа к информации, коммуникациям, меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения, меры по рассмотрению вопросов, направленных на обеспечение доступа к различным объектам общего пользования, таким как жилые помещения, здания, услуги общественного транспорта и другие транспортные средства, улицы и другие объекты уличного окружения.

Во исполнение указанных международных норм требования защиты инвалидов конкретизируются в статье 15 Федерального закона от

4 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где императивно регламентировано, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ от 04.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда

действующие объекты невозможно полностью приспособить для

нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны

осуществляться по согласованию с общественными



объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворению минимальных потребностей инвалидов.

В целях реализации вышеуказанных требований разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп заселения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых Постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 здания и сооружения должны обеспечивать:

досягаемость мест целевого помещения и беспрепятственность помещения

внутри здания и сооружения;

безопасность путей движения;

удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МНГ подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13)

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТР 51261 (п. 3.14).

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, к Ф.И.О. входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты и другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17).

В соответствии со ст. ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. ст. 4,8,46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191 - ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

В нарушение вышеизложенного, согласно данным проверки, здание Сельского Дома Культуры «<данные изъяты> находящееся по адресу <адрес> не оборудовано пандусом для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим их гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.



На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Невыполнение вышеуказанных требований федерального законодательства со стороны администрации муниципального образования Сладковский сельсовет, в чьей собственности находится указанное здание, нарушает права неопределенного круга лиц, инвалидов и маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а именно доступа в здание МУ Сельского дома культуры «Сладковский», может создать угрозу нарушения их прав в будущем.

Просит обязать администрацию МО Сладковский сельсовет

Илекского района Оренбургской области обеспечить

беспрепятственный доступ в здание Сельского Дома Культуры

<данные изъяты>

<данные изъяты>» путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. на исковых требованиях прокурора Илекского района Оренбургской области настаивала и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании глава МО Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области не присутствует, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как указано в ст. 27 Конституции РФ, каждый гражданин, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Принятые 20.12.1993 года Генеральной Ассамблеей ООН положения установленных стандартов и правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, гарантируют обеспечение доступа в процессе жизнедеятельности и равных возможностей для всех инвалида во всех сферах жизни общества, для чего следует принимать меры для обеспечения им доступа к информации, коммуникациям, меры для устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения, меры по рассмотрению вопросов, направленных на обеспечение доступа к различным объектам общего пользования, таким как жилые помещения, здания, услуги общественного транспорта и другие транспортные средства, улицы и другие объекты уличного окружения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от

4 ноября 1995 года К 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы

местного самоуправления и организации независимо от

организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и

сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Как указано в ч. 1 ст. 15 названного Закона, в случаях, когда

действующие объекты невозможно полностью приспособить для

нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны

осуществляться по согласованию с общественными

объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворению минимальных потребностей инвалидов.

Для реализации вышеуказанных требований разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп заселения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых Постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-

2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп

населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73

здания и сооружения должны обеспечивать: досягаемость мест целевого

помещения и беспрепятственность помещения

внутри здания и сооружения; безопасность путей движения; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МНГ подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п. 3.13)

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14).

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, к Ф.И.О. входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные

платформы, лифты и другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17).

В соответствии со ст. ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. ст. 4,8,46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191 - ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

В судебном заседании установлено, что здание Сельского Дома

Культуры <данные изъяты> находящееся по адресу <адрес> не оборудовано пандусом и поручнем для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим их гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Суд соглашается с мнением истца, что невыполнение вышеуказанных требований федерального законодательства со стороны администрации муниципального образования Сладковский сельсовет, в чьей собственности находится указанное здание, нарушает права неопределенного круга лиц, инвалидов и маломобильных граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а именно доступа в здание МУ Сельского дома культуры «<данные изъяты>», может создать угрозу нарушения их прав в будущем.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области следует удовлетворить, обязать администрацию муниципального образования Сладковский сельсовет обеспечить беспрепятственный доступ в здание Сельского Дома Культуры «<данные изъяты>» путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования

Сладковский обеспечить беспрепятственный доступ в здание Сельского Дома Культуры <данные изъяты> путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К.Мругова

Мотивировочная часть решения изготовлена 27.09.2011

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К. Мругова