Арбитражная практика

О понуждении заключить договор энергоснабжения. Решение от 26 января 2012 года № 2-11/2012. Республика Саха.

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой *.*., с участием истцов, представителей сторон, при секретаре Недоспасовой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миняева *.*., Ахметьяновой *.*. к Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) (Предприятие тепло-водоснабжения) о понуждении заключить договор энергоснабжения,

Установил:

Истцы обратились в суд с иском к АК «АЛРОСА» (ОАО) (ПТВС) о понуждении заключить договор энергоснабжения, указав, что в течение двух последних лет квартиры истцов, принадлежащие им на праве собственности, по адресу: РС(Я), <адрес> (Миняев *.*.), <адрес> (Ахметьянова *.*., <Т>), были фактически подключены к тепловым сетям ответчика и истцы пользовались тепловой энергией, о чем было хорошо
известно ответчику, который все это время не возражал против использования ими тепловой энергии и начислял платежи за коммунальные услуги, в том числе за теплоэнергию, то есть между сторонами фактически сложились договорные отношения. Тем не менее, <дата> в адрес истцов были направлены предупреждения о том, что с начала отопительного сезона <дата> поставка тепловой энергии в квартиры истцов производиться не будет в связи с отсутствием резерва пропускной способности тепловых сетей их района; <дата> были составлены акты об ограничении расхода теплоносителя, хотя фактически произошло не ограничение подачи тепла, а прекращение подачи, т.к. присоединенный трубопровод, по которому подавалось тепло в их Ф.И.О. тепловой сети. Истцы неоднократно письменно и устно обращались в ПТВС АК «АЛРОСА» с просьбой заключить с истцами договоры теплоснабжения, однако получали отрицательные ответы. Со стороны истцов выполнены все необходимые технические приготовления для подключения к сетям теплоснабжения ответчика, однако ответчик, являющийся единственно возможным поставщиком тепловой энергии, отказывается заключить с истцами договор теплоснабжения по мотивам отсутствия резерва пропускной способности тепловых сетей района; при этом у ответчика имеется возможность предоставить истцам соответствующую тепловую энергию, что подтверждается подключением к теплосетям за последние годы построенных вновь двухэтажных домов, магазина, подключением в районе истцов к теплосетям хозяйственных построек, бань, отсутствием надлежащего утепления тепловых сетей, многочисленными утечками теплоносителя, разРешением на подключение к тепловым сетям владельцам квартиры № в доме истцов, потреблением истцов в течение двух лет тепловой энергии. Просят обязать АК «АЛРОСА» ПТВС заключить договор теплоснабжения с истцами: Миняевым *.*. – квартиры <адрес>, с Ахметьяновой *.*. - квартиры <адрес>.

В судебном заседании истцы, их представитель Варава *.*. поддержали исковые требования,
просят иск удовлетворить. Суду пояснили, что истцы, начиная с <дата> обращались с просьбой и с заявлениями о подключении их домов к центральному отоплению к ответчику МО «Город Мирный», однако в удовлетворении заявления ответчик отказывал, мотивируя тем, что нет резерва тепла, ограничиваясь отказом, не предпринимал никаких действий; вместе с тем в районе, где проживают истцы, к сетям продолжают подключаться вновь возводимые дома (коттеджи), магазины, из-за ненадлежащего обслуживания ответчиком теплосетей имеются многочисленные утечки тепла (теплотрассы в ненадлежащем состоянии); в квартире истцов, в частности у Миняева *.*. был подключен электробойлер, однако в связи с тем, что они пожароопасные (взрывоопасные) и пришли в негодность, кроме того, тариф для них очень высокий, отключены; ранее (с <дата> по <дата>.) истцы были подключены к тепловым сетям ответчика и пользовались тепловой энергией, о чем было известно ответчику, подключение производилось с разрешения теплоинспектора, который приходил к ним и разРешил (сказал «конечно можно»), при этом подтвердили, что никакой договор не был заключен; энергопринимающее устройство в квартирах имеется, кроме того, в квартире № (по соседству) их дома имеется отопление, сосед пользуется теплоэнергией; требуемый ответчиком проект не может быть им предоставлен ввиду отсутствия технических условий, выдача которых так же невозможна, в связи с чем, истцы в безысходном положении; в силу ст.426 ГК РФ ответчик не вправе отказывать в заключении договора, т.к. в настоящее время является единственным возможным поставщиком тепловой энергии; просят иск удовлетворить, т.к. доказательства об отсутствии резерва тепла и технических возможностей ответчиком не представлены, в суде не доказан факт надлежащего отказа.

Представитель ответчика АК «АЛРОСА» ПТВС Рашутина *.*. суде исковые требования не
признала, поддержав в полном объеме письменный отзыв на исковое заявление (л.д.181-184); пояснила, что истцам было уже отказано ввиду: отсутствия резерва мощности, установленного техническим требованиям энергопринимающего устройства, подключенного к сетям теплоснабжения, согласованного в установленном порядке с органами государственного энергетического надзора, а также проекта, утвержденного и согласованного в установленном порядке, отсутствия документов о допуске к эксплуатации энергопринимающего устройства истцов; указанные обстоятельства подтверждают, что истцы не являются абонентами (потребителями) ПТВС и не могут быть сторонами по договору теплоснабжения, что лишает их в данном случае права понуждать АК «АЛРОСА» (ОАО) заключить договор энергоснабжения; ПТВС АК «АЛРОСА» не является единственным поставщиком тепловой энергии, на территории г.Мирного деятельность по поставке энергоресурсов для нужд граждан осуществляется ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «АЛРОСА-Газ»; в соответствии с Соглашением от <дата> <У> МО «<адрес>» и ОАО АК «Якутскэнерго» на получение субвенции на покрытие убытков возникающих при оказании услуг энергоснабжения гражданам города, объект, в частности квартира Миняева *.*. включена в перечень объектов на получение субвенции ОАО, т.е. истец является абонентом ОАО АК «Якутскэнерго»; в <дата> МО «Город Мирный» и <А> совместно разработана инвестиционная программа газификации района, что свидетельствует о возможности получить технические условия в <А> на подключение к системам газоснабжения; в соответствии с Уставом АК «АЛРОСА» (ОАО) Компания является ком Ф.И.О. деятельности которой является разработка месторождений, добыча и реализация алмазов и в перечне осуществляемых основных видов деятельности Компании не содержится понятие о специализированной организации по поставке энергоресурсов; в соответствии с ФЗ № 131 от 06.10.2003г. функции по тепло-водоснабжению относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица АМО
«Город Мирный» Мирнинского района РС(Я) Агалова *.*. в суде пояснила, что АМО «Город Мирный» не является организацией, поставляющей тепло; в <дата> МО «Город Мирный» и <А> разработана инвестиционная программа газификации района, которая сможет действовать, возможно, после 2014 года; просит вынести законное и обоснованное Решение.

Представитель третьего лица ОАО АК «Якутскэнерго» МО Энергосбыт Быстрюкова *.*. на судебное заседание не явилась, заявлением просит рассмотреть дело в ее отсутствие; кроме того, сообщила, что заключением комиссии от <дата> подтверждает факт отключения бойлера на нужды электроотопления (по квартире <адрес> (Миняев *.*.)).

Допрошенный в ходе предварительного судебного заседания в качестве специалиста <М> (<данные изъяты> ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО)) суду пояснил, что из-за того, что граждане, проживающие в частном секторе, самовольно подключались к тепловым сетям (за несанкционированными подключениями должно проследить <У>), начали поступать жалобы от других потребителей, заключивших ранее договоры с ПТВС; резерв мощности отсутствует, в связи с чем, необходимо заменить трубопровод длиной 4 км., увеличив объем, что приведет к большим затратам; при большем расходе тепла повысится давление (в домах будет невозможно проживать из-за шумового эффекта), нужно увеличивать не только насос, но и диаметр трубопроводов; мощность и теплосети они не могут увеличить, т.к. не являются собственниками сети отопления; считает, что МО должно принять бесхозные сети на баланс и приватизировать их, истцы имеют возможность поставить электробойлер, за бойлер платят субсидию; чтобы установить энергопринимающее устройство, истцы в установленном порядке должны обратиться с заявлением, при положительном ответе заказать проект, обратиться в Энергонадзор и т.п., у истцов отсутствует какая-либо документация, иск необоснован.

Государственный инспектор отдела энергетического надзора <В> на судебное заседание не явилась (судом
было удовлетворено ходатайство стороны ответчика о вызове и допросе в качестве специалиста госинспектора Энергонадзора), направив пояснение в письменном виде, из которого следует, что в прокуратуру г.Мирного неоднократно поступали жалобы жильцов, у которых из-за нарушений режимов гидравлики, вызванных самовольными подключениями, установкой несанкционированных подпитывающих насосов и др. падает температура в жилых помещениях, страдают добросовестные плательщики; кроме того, приобщила распечатку из Приказа Ростехнадзора от 07.04.2008г. № 212 «Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (раздел 2, п.4) и статей 9.9., 7.19 КоАП РФ (л.д.№).

Выслушав доводы участников процесса, исследовав и изучив представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что договор снабжения тепловой энергией является двусторонней сделкой; для нее характерно наличие специального субъекта - энергоснабжающей организации (коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией); что касается статуса абонента, то им может стать любое физическое или юридическое лицо при соблюдении условий п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, т.е. при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Так, пункт 2 статьи 539 ГК РФ устанавливает обязательную техническую предпосылку заключения договора энергоснабжения - наличие у покупателя (потребителя) электроэнергии отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей (сетевой) организации, а также обеспечение учета потребленной электроэнергии. Под энергопринимающим
устройством следует понимать совокупность машин (аппаратов, линий и иного оборудования), находящихся у заказчика в собственности или на ином законном праве и обеспечивающих возможность потребления энергии (Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям); необходимость наличия данной предпосылки обусловлена спецификой предмета договора и особенностями его исполнения.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае уклонения от заключения договора стороны, для которой его заключение в соответствии с Кодексом или иными законами обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе.

Уклонение ресурсоснабжающей организации (ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО)) от заключения договора энергоснабжения с гражданами (истцами) послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Как усматривается из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права Серии 14-АА № Миняев *.*. является собственником 2-комнатной квартиры, расположенной по адресу: РС(Я), <адрес> (л.д. №), согласно техническому паспорту на квартиру (дом) от <дата> фундамент - деревянный, число этажей – один, центрального, печного отопления, водопровода, канализации, горячего водоснабжения,
ванны с горячим водоснабжением не имеется (л.д. №).

Ахметьянова *.*., <Т> являются собственниками 1-комнатной квартиры, находящейся по адресу: РС(Я), <адрес> (вид права: общая совместная собственность); основание для регистрации права собственности: договор от <дата>, заключенный между <Б> и Ахметьяновой *.*. о купле-продаже квартиры (свидетельство регистрации права Серии 14-АА № (л.д. №)), согласно свидетельству о заключении брака 1-СН № между <Т> и Ахметьянова *.*. <дата> заключен брак; <Т> является инвалидом второй группы (справка МСЭ №), получает пенсию по инвалидности (удостоверение №) (л.д. №); из технического и кадастрового паспортов жилого помещения (квартиры) от <дата> следует, что квартира имеет инвентарный номер №, общую площадь - 36,6 кв.м., конструкция дома – деревянная, число этажей – один, отопление - центральное водяное, электроснабжение – центральное, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, ванны, душа не имеется (л.д. №); согласно оборотной ведомости за период с <дата> по <дата> собственником <Б> за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, производилась плата за жилищно-коммунальные услуги в <У> АК «АЛРОСА» (ОАО) (л.д. <адрес>), что также подтверждается предоставленными истицей Ахметьяновой *.*. квитанциями об оплате за ЖКУ на имя <Б> (л.д. №).

Согласно ответам ресурсоснабжающей организации (ПТВС АК «АЛРОСА») от <дата>, <дата> на заявления Миняева *.*., Ахметьяновой *.*. и др. о подключении к сетям тепло-водоснабжения жилых домов, уведомлениям ПТВС, в связи с отсутствием резерва пропускной способности сетей их района, в связи с незаконным подключением к внутридомовым сетям, на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 сообщено о невозможности подключения к сетям тепло- и водоснабжения существующих или вновь вводимых в эксплуатацию объектов, т.к. это повлечет за собой снижение качества
коммунальных услуг ранее подключенных потребителей; о необходимости отключения от центрального отопления их квартир, рекомендовано восстановить ранее существующий индивидуальный источник отопления (бойлер, печь) в межотопительный период <дата> с начала отопительного сезона <дата> поставка тепловой энергии на их квартиры производиться не будет; составлены акты об ограничении расхода теплоносителя (л.д.№).

Истцом Миняевым *.*. предоставлены схемы: подключения кв. <адрес> с разрешения ПТВС АК «АЛРОСА»; подключения кв. <адрес> и кв. <адрес>; подключения кв. <адрес> по индивидуальному разрешению ПТВС АК «АЛРОСА» после отключения кв. <адрес> и кв. <адрес> (л.д. №).

В материалах дела имеется Соглашение от <дата> о предоставлении субвенций в целях возмещения затрат или недополученных доходов организациям, в связи с государственным регулированием тарифов на коммунальные ресурсы (услуги), заключенное между МУ «УЖКХ» МО «<адрес>» РС(Я) (Плательщик) и ОАО АК «Якутскэнерго» (Получатель), согласно которому Соглашение регулирует отношения сторон по предоставлению Получателю бюджетных средств в виде субвенций в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в связи с государственным регулированием тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) электроэнергию для населения используемую в целях отопления жилого фонда; субвенция предоставляется путем перечисления денежных средств Плательщиком на расчетный счет Получателя, не безвозвратной и безвозмездной основе; цена настоящего Соглашения ориентировочно составляет <данные изъяты> без НДС, в том числе по электрической энергии на нужды отопления <данные изъяты> (л.д. №); согласно Приложению № к Соглашению, объем выпадающих доходов по адресу: <адрес> составляет: кв.м. – 48, количество проживающих – 3, расход э/энергии на отопление (кВтчас) отопительный период 9 мес. – <данные изъяты>, расход всего (кВтчас) – <данные изъяты> тариф э/энергии (руб.) (кВтчас) без НДС – <данные изъяты>, сумма расхода (руб.)
без НДС – <данные изъяты> тариф для населения за 1 кВтчас (руб.) без НДС – <данные изъяты> сумма дохода от населения за отопительный период 9 мес. без НДС (руб.) – <данные изъяты>, размер возмещения недополученных доходов – <данные изъяты> (л.д. №).

Из Положения о структурном подразделении АК «АЛРОСА» (ЗАО) Предприятие тепло-водоснабжения (далее – ПТВС) от <дата> следует, что ПТВС является структурным подразделением АК «АЛРОСА» (ЗАО) (далее - Компания); ПТВС имеет в своем составе структурные единицы (цеха, участки) (п.2.2.); Основными производственными задачами ПТВС являются: выполнение обязательных хозяйственных заданий Компании по производству и поставке тепловой энергии, водоснабжения, переработке бытовых и промышленных стоков, обслуживанию, ремонтам, магистральных и квартальных сетей ТВК, эксплуатации электрических сетей, предназначенных для обеспечения электроэнергией подразделений (цехов и участков) ПТВС и подстанций, переданных на обслуживание ПТВС; осуществление эксплуатации тепловых сетей, водопровода и канализации, котельных установок и теплопунктов города, находящихся в ведении ПТВС; рациональное использование производственных ресурсов; сокращение материальных, финансовых, трудовых издержек и экономия средств за счет соблюдения технологии производства (п.3.1); Для выполнения основных задач ПТВС осуществляет следующие виды деятельности: производство, транспортировка и реализация предприятиям тепловой энергии для производственных нужд и нужд социальной сферы; расчет производственных мощностей и составление отчета о загруженности производственных мощностей (п.4.1.) (л.д. №).

Из Положения о структурном подразделении АК «АЛРОСА» (ОАО) ПТВС от <дата> следует, что ПТВС является структурным подразделе Ф.И.О. целью деятельности ПТВС является выполнение обязательных хозяйственных заданий Компании по производству и поставке тепловой энергии, водоснабжению, переработке бытовых и промышленных стоков, обслуживанию, ремонтам магистральных и квартальных сетей ТВК, эксплуатация электрических сетей и подстанций, в том числе и эксплуатации на основании договоров с другими организациями и муниципальными учреждениями и предприятиями, предназначенных для обеспечения электроэнергией подразделений (цехов, участков) ПТВС и подстанций, переданных на обслуживание ПТВС (п.2.1.); Для достижения поставленной цели ПТВС решает следующие задачи: производство и сбыт тепловой энергии; подъем, транспортировка и реализация предприятиям воды технического качества, а также химически очищенной воды питьевого качества на коммунально-бытовые нужды; прием от предприятий и переработка сточных вод (промышленных и бытовых); эксплуатация инженерных инфраструктур (систем) в пределах балансовой и эксплуатационной ответственности; эксплуатация электрических сетей и подстанций в пределах границ балансовой и эксплуатационной ответственности (п.2.2.); Для достижения цели деятельности и решения задач ПТВС осуществляет следующие функции: для выполнения задачи «Производство тепловой энергии» (п. 3.1.): Эксплуатация газового хозяйства, оборудований работающего под давлением (паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды, деаэраторы, экономайзеры); Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; Предоставление услуг по поставке (продаже) тепловой энергии (в т.ч. населению); Эксплуатация тепловых сетей и теплопотребляющих установок в пределах границ балансовой и эксплуатационной ответственности; Для выполнения задачи «Эксплуатация инженерных инфраструктур (систем) в пределах балансовой и эксплуатационной ответственности»; Обслуживание и ремонт трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей; надзор за состоянием водопроводной сети, сооружений, устройств и оборудования на ней; Проведение профилактического и текущего ремонтов тепловых и водопроводных сетей, ликвидации аварий на них (л.д. №).

Согласно сообщению РОССТАТа от <дата> № при регистрации в налоговых органах Акционерной компанией «АЛРОСА» в качестве основного вида деятельности заявлен код ОКВЭД 14.50.22 «Добыча алмазов», согласно дополнительным кодам ОКВЭД АК «АЛРОСА» осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии котельными, деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей (л.д.№).

Согласно справке ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) от <дата> объект недвижимости инв. № «Здание насосной станции с водоводами», расположенное по адресу: шоссе 50 лет Октября 25, находится на балансе ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) (л.д. №).

Согласно Акту от <дата> комиссией в составе: начальника АДС <Л>, диспетчера АДС <Б1>, слесаря РНС АДС <К> были проведены замеры расходов сетевой воды и отопления на ЦТП «Гагарина»: Q 1 – 66,5 куб.м. – сетевая вода, Q 1 – 203,5 куб.м. – система отопления (л.д. №).

Согласно справкам ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) от <дата> Ахметьянова *.*., Миняев *.*. абонентами коммунальных услуг (тепло) не являются, лицевого счета по адресам: <адрес> ПТВС АК «АЛРОСА» не имеют (л.д.№).

Согласно справке ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) от <дата> граждане квартиры <адрес> абонентом коммунальных услуг (тепло) не являются, лицевого счета в ПТВС АК «АЛРОСА» не имеют (л.д. №).

Из Акта № технического осмотра бесхозяйного объекта сетей ТВК (Сети отопления для снабжения частного сектора) следует, что комиссия, утвержденная распоряжением Главы АМО «<адрес>» № от <дата>, произвела технический смотр объекта сетей ТВК - сети отопления протяженностью 10042 м 2 трубы (2х5021м); диам. 50-200мм; прокладка надземная, осмотром установлено: отсутствует проектная и исполнительная документация, необходимо провести тех.диагностику для возможности продления срока эксплуатации (л.д. №).

Согласно акту № Инвентаризации бесхозяйного объекта сетей ТВК (Сети отопления для снабжения частного сектора (19 квартал)), комиссия Установила, что объект электроснабжения – Сети отопления, протяженность 100042 м 2 трубы (2х5021м); диам. 50-200мм; прокладка надземная является не закрепленным за предприятием или организацией РС(Я) (бесхозяйным), в следствии следующих причин: собственник не установлен. Предложения и рекомендации комиссии по передаче объекта в собственность МО «<адрес>» (л.д. №).

Из информации о подключенных тепловых нагрузках по ЦТП Гагарина на территории МО <адрес> по состоянию на <дата> следует, что фактический расход куб.м./час за отопительный сезон ЦТП Гагарина составляет 203,5 (л.д. №).

Согласно статье 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 Закона.

В силу ст.14 Закона подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.14).

При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается (ч.3 ст.14).

В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае технической невозможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения на момент обращения соответствующего потребителя и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, принимает Решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений. В случае, если теплоснабжающая или теплосетевая организация не направит в установленный срок и (или) представит с нарушением установленного порядка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, предложения о включении в нее соответствующих мероприятий, потребитель, в том числе застройщик, вправе потребовать возмещения убытков, причиненных данным нарушением, и (или) обратиться в федеральный антимонопольный орган с требованием о выдаче в отношении указанной организации предписания о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.

В случае отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, во внесении изменений в схему теплоснабжения указанные органы обязаны обосновать отказ во внесении в нее таких изменений и предоставить потребителю информацию об иных возможностях теплоснабжения объекта капитального строительства. К иным возможностям теплоснабжения объекта капитального строительства относится, в частности, возможность его подключения к системе теплоснабжения в случае снижения тепловой нагрузки потребителями, объекты которых ранее были подключены к системе теплоснабжения в соответствии с положениями части 14 настоящей статьи (п.7).

Потребитель, объекты которого ранее были подключены к системе теплоснабжения в надлежащем порядке, вправе снижать тепловую нагрузку добровольно и при условии отсутствия технических ограничений уступать право на использование мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении, в порядке, установленном правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.14).

Из представленных документов, пояснений сторон, судом установлено, что истцы, начиная с <дата> обращались к ответчику с заявлениями о подключении их домов к центральному отоплению, в МО «Город Мирный» - с просьбой посодействовать их проблеме; однако в удовлетворении их заявлений поступали лишь отказы (иные действия не производились) ввиду отсутствия резерва мощности тепла; ранее с <дата> по <дата> истцы (и прежние собственники квартиры) были подключены к тепловым сетям ответчика и пользовались тепловой энергией без заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, согласно пояснениям стороны истца подключение производилось с разрешения теплоинспектора, что ответчиком в суде достоверными доказательствами опровергнуто не было; следовательно, в квартирах истцов имеется энергопринимающее устройство, подключенное к сетям теплоснабжения, кроме того, в квартире № их дома имеется центральное отопление (сосед по квартире пользуется теплоэнергией ответчика); в квартире истцов, в частности у Миняева *.*. был подключен электрический бойлер, однако в связи с тем, что они пожароопасные (взрывоопасные) и пришли в негодность, и, учитывая высокий тариф (несмотря на субсидию), были им отключены, что подтверждено заключением ОАО АК «Якутскэнерго»; истица Ахметьянова *.*. так же не имеет возможности по указанным причинам поставить дома электрический бойлер, учитывая наличие в доме несовершеннолетних детей и супруга-инвалида; подключенное к сетям теплоснабжения энергопринимающее устройство с органами государственного энергетического надзора не согласовано, утвержденный и согласованный проект отсутствует, документ о допуске к эксплуатации энергопринимающего устройства у истцов так же не имеется, т.к. требуемый ответчиком проект не может быть ими предоставлен ввиду отсутствия технических условий на присоединение энергопринимающего устройства к теплосети (документ, являющийся неотъемлемой частью договора о присоединении энергопринимающих устройств к теплосети), выдача которых так же невозможна без согласованного энергопринимающего устройства.

При изложенных и установленных обстоятельствах, учитывая обязанность ответчика согласно Положениям о структурном подразделении АК «АЛРОСА» (ОАО) ПТВС, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку стороной ответчика суду не представлено доказательств, подтверждающих обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства; в материалах дела отсутствует, не представлено принятое Решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения; кроме того, стороной ответчика отсутствие свободной мощности (резерва мощности) достоверными доказательствами не подтверждено.

Судом за обоснованностью принимаются доводы стороны истца о том, что в районе, где проживают истцы, к сетям продолжают подключаться вновь возводимые дома (коттеджи), магазины, из-за ненадлежащего обслуживания ответчиком теплосетей имеются многочисленные утечки тепла (теплотрассы в ненадлежащем состоянии), т.к. ответчиком обратное не доказано, письменными доказательствами не подтверждено; коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (ст.426 ГК РФ). Кроме того, следует учесть, что согласно ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети; если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ. Согласно пояснениям истцов их квартиры с <дата> по <дата> фактически были подключены к тепловым сетям ответчика (с разрешения теплоинспектора) и пользовались тепловой энергией более трех лет, указанное обстоятельство так же стороной ответчика не опровергнуто.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает Решение только по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать АК «АЛРОСА» (ОАО) (Предприятие тепло-водоснабжения) заключить с Миняевым *.*. договор теплоснабжения квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать АК «АЛРОСА» (ОАО) (Предприятие тепло-водоснабжения) заключить с Ахметьяновой *.*. договор теплоснабжения квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 06.02.2012г.

Председательствующий: п/п

Копия верна

Судья Мирнинского районного суда РС(Я): *.*. Иванова