Арбитражная практика

Решение от 25 октября 2011 года № 2-363/2011Г. Решение от 25 октября 2011 года № 2-363/2011Г. Краснодарский край.

25 октября 2011 г. Белоглинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Журкиной *.*.

при секретаре Гощук *.*.

С участием прокурора

Белоглинской райпрокуратуры Врублевского *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Белоглинского района в интересах Каревой Нат к администрации МО Белоглинский район о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Белоглинского района обратился с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Каревой *.*. к администрации МО Белоглинский район о предоставлении ей жилого помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, ссылаясь на то, что при проведении проверки исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Карева *.*. в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к указанной категории.

Согласно подп.2 п.1 ст. 8 ФЗ РФ №159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные ФЗ РФ №159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Распоряжением главы муниципального образования Белоглинский район от 02.10.2006 г.№269-р Карева *.*. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.



В настоящее время Карева Н.И проживает по адресу: <адрес>.

Карева *.*. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в тяжелом материальном положении, социально не защищена, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Белоглинского района Врублевский *.*. просил удовлетворить исковое заявление в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Карева *.*. поддержала заявленный иск прокурора Белоглинского района.

Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Белоглинского района не возражала против удовлетворения требований прокурора Белоглинского района.

Представитель ответчика Русакова *.*. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления прокурора Белоглинского района и пояснила, что средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации за счет субвенций, специально предоставляемым на эти цели. В бюджет МО Белоглинский район трансфер на сумму 19092200 рублей поступит в ноябре 2011 г., в связи с чем в октябре 2011 г. администрацией МО Белоглинский район объявлены открытые электронные аукционы на приобретение жилья для указанной категории граждан.

Письменный отзыв представителя ответчика№01-11/1780от 25.10.2011 г. приобщен к материалам дела.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Решением Белоглинского районного суда от 25.07.1996 г. мать Каревой Н.И – Карева *.*. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д.8), Карева *.*. проживала и воспитывалась в школе-интернате для детей-сирот (л.д.9).

Распоряжением главы МО Белоглинский№269-рот 02.10.2006 г. Карева *.*. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие собственного жилого помещения (л.д. 17-19).



Собственного жилья Карева *.*. не имеет, что подтверждается справкой ГУП «Краевой технической инвентаризации» по Белоглинскому району от 05.08.2008 г. №1506 (л.д.22), сообщением Управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 07.08.2008 г. №55/021/2008-211 (л.д.23).

Согласно п.2 ст.8 Закона РФ №159 –ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“) детям­-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по дoгoвopам социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончанием пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из «мест лишения свободы».

2 ст. 57 ЖК РФ данное положение Закона дублируется.

При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», БВС РФ, 2008г., №10, Определений Верховного Суда РФ от 26.12.2007 г. №46-Г07-33, от 30.09.2008 г. №85-В08-3 реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья, поскольку все эти доводы не основаны на законе.

То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди должно предоставляться в порядке очереди по такому списку.

В соответствии с п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 КЗ-№1748).

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г.№утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в частности, и по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

В соответствии со ст.2 КЗ-№805 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Таким образом, исковые требования прокурора Белоглинского района нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Однако, суд считает, что оснований для признания незаконными бездействия администрации МО Белоглинский район, выразившееся в неисполнении требований ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а именно: в непринятии мер по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Каревой *.*. , относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Карева *.*. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список на внеочередное получения жилья, собственных средств в бюджете муниципального образования на приобретение жилья не имеет, размещены открытые аукционы в электронной форме на приобретение жилья для данной категории граждан.

В остальной части требования иска прокурора Белоглинского района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Белоглинского района в интересах Каревой Нат к администрации МО Белоглинский о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО Белоглинский район предоставить Каревой Нат жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм (33 кв.м.), благоустроенное применительно к с. Белая Глина Белоглинского района Краснодарского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Установить срок исполнения решения до 01 января 2012 года.В остальной части иска отказать.

Копию решения направить Каревой *.*.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский райсуд в течение 10 дней.

Решение изготовлено 28.10.2011г.

Председательствующий *.*. Журкина