Арбитражная практика

Решение от 05 мая 2012 года № А66-3105/2012. По делу А66-3105/2012. Тверская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Решение 05 мая 2012 г. г. Тверь Дело № А66-3105/2012

(Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2012)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой *.*. , при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Цветковой *.*. , с использованием средств аудиозаписи, при участии представителя заявителя - Новиковой *.*. , по доверенности, ответчика - индивидуального предпринимателя Степанова *.*. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе, г. Бежецк,

к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического ли Ф.И.О. п. Рамешки,

о привлечении к административной ответственности,

Установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в Бежецком районе, г. Бежецк (далее - заявитель, Роспотребнадзор) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю без образования юридического ли Ф.И.О. (далее - предприниматель, ответчик) о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, ответчик возражал против их удовлетворения, указывая, что нарушения уже устранены и не носили общественно-опасного характера.

Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, должностным лицом Роспотребнадзора на основании распоряжения от 13.03.2012 № 26 в присутствии предпринимателя проведена внеплановая выездная проверка, в том числе по соблюдению предпринимателем обязательных требований действующего санитарного законода­тельства, законода­тельства о защите прав потребителей и на потребительском рынке (акт проверки № 26 от 15.03.2012).

В ходе проверки обнаружено нарушение предпринимателем обязательных требований к пищевой продукции и к процессам ее реализации. В отношении предпринимателя в его отсутствии, но принадлежащем извещении о времени и месте составления протокола по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении № 39 от 16.03.2012 года.



Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (далее по тексту - Положения от 30.06.2004 № 322), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По пункту 4 Положения от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 19 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному перечню составлять протоколы об административных правонарушениях вправе, в том числе специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

Протокол об административном правонарушении от 16.03.2012 № 39 составлен специалистом - экспертом Роспотребнадзора, следовательно, уполномоченным должностным лицом.



Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в нарушении продавцом обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации.

Согласно протоколу об административном правонарушении 16.03.2012 № 39 предпринимателем в магазине «Продукты», расположенном по адресу: Тверская область, п. Рамешки, ул. Пионерская, д. 24, совершены следующие нарушения пунктов 4.8, 7.5,7.8,10.1, 14.1 Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (далее - СП 2.3.6.1066-01:

в торговом зале на осветительных приборах, расположенных в т.ч. и над прилавками, отсутствует защитная арматура;

нарушается температурный режим хранения пищевых продуктов: в торговом зале без охлаждения хранятся майонез «Клинский. Провансаль» по 0,87 кг- 8 шт., срок реализации которого при температуре от +6 градусов Цельсия до +14 градусов Цельсия - 35 суток, от 0 градусов Цельсия до +6 градусов Цельсия - 90 суток); сгущенное молоко цельное по 380 г. – 23 шт., требуемая температура хранения от 0 градусов Цельсия до +10 градусов Цельсия;

нарушаются нормы складирования: в торговом зале без подтоварников непосредственно на полу хранятся майонез «Клинский.Провансаль» по 0,87 кг-8 шт., семена подсолнечника «Золотая семечка», сгущенное молоко цельное по 380 г- 23 шт., вода питьевая «Липецкий бювет» по 0,5 л.- 9 шт., напитки безалкогольные по 1,5 л - 1 упаковка 6 шт., вода минеральная «Кашинская» по 1,5 л. – 45 шт., пиво - 8 шт.

на момент проверки весы электронные, предназначенные для взвешивания плодоовощной продукции отключены, покрыты пылью; полка охлаждаемой витрины для колбасных изделий, на которой осуществляется нарезка колбасных изделий грязная, покрыта разводами и засохшими пятнами; по краям витрины пыль и грязь; доска для нарезки колбасных изделий длительное время не подвергалась мойке и дезинфекции- с одной стороны прилипшая грязь жирового происхождения;

не представлена личная медицинская книжка продавца Катышевой Светланы.

По пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно пункту 4.8 СП 2.3.6.1066-01 светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов должны иметь защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт.

В соответствии с пунктом 7.5 СП 2.3.6.1066-01 хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативно-технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола. Складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не производится (пункт 7.8 СП 2.3.6.1066-01).

Согласно пункту 10.1 СП 2.3.6.1066-01 все помещения организации торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте.

По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств.

Руководитель организации торговли в соответствии с пунктом 14.1 СП 2.3.6.1066-01 обеспечивает наличие личных медицинских книжек на каждого работника.

Факт нарушения предпринимателем вышеприведенных обязательных требований к продукции и к процессам ее реализации подтверждается материалами дела (в том числе атом проверки, подписанным предпринимателем без возражений, протоколом об административном правонарушении).

Доказательств, опровергающих совершение названных нарушений предпринимателем не представлено.

При таких обстоятельствах, действия ответчика содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Факт наличия вины в действиях предпринимателя установлен судом, подтверждается материалами дела.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Устранение выявленных правонарушений после проверки не освобождает Предпринимателя от привлечения к административной ответственности.

Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьями 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

Суд не считает совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным, поскольку несоблюдение санитарных требований, предъявляемых к хранению и реализации пищевых продуктов, представляет реальную общественную опасность для потребителей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.

Учитывая наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств -совершение административного правонарушения впервые, принятие мер к его устранению, арбитражный суд пришел к выводу о том, что соответствующим совершенному индивидуальным предпринимателем правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере – 20 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

Решил:

Заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе, г. Бежецк, удовлетворить.

Привлечь Индивидуального предпринимателя без образования юридического ли Ф.И.О. 19.02.1956 г.р., уроженца с. Киверичи Рамешковского района Тверской области, ОГРН ИП 304691009300276, ИНН 693600002584, зарегистрированного 10.11.1996 года ГНИ по Рамешковскому району Тверской области, проживающего по адресу: 171400, Тверская область, п. Рамешки, ул. Дюканова, д. 56, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель: Управление федерального казначейства по Тверской области (ИНН 6901072330, КПП 695001001, ОКАТО 28405000000 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, банк ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской области, г. Тверь, БИК 042809001, расчетный счет 40101810600000010005, код дохода 1411162800001600140.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья *.*. Голубева