Арбитражная практика

Об обязывании организации обеспечить беспрепятственный доступ в здание для граждан-инвалидов. Решение от 17 ноября 2011 года № 2-252. Кировская область.

Лузский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Смирновой *.*. ,

при секретаре Субботиной *.*. ,

с участием прокурора Петрова *.*. ,

представителя ответчиков Ципилева *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лузского городского поселения, Собранию депутатов Лузского городского поселения Кировской области о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

Установил:

Прокурор Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Лузского городского поселения, Собранию депутатов Лузского городского поселения Кировской области о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

В обоснование указывает, что прокуратурой Лузского района была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» определены требования к зданиям, сооружениям и их участкам, обеспечивающие беспрепятственный и удобный доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Данными СНиП предусмотрены обязательные к применению универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения, к которым относятся лестницы и пандусы.



Однако проведенной проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства в здание администрации Лузского городского поселения отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения, чем ограничивается возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Прокурор просит обязать администрацию Лузского городского поселения создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное в <адрес>, для чего в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать лестницу перед входом в вышеуказанное здание пандусом и поручнями с соблюдением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель ответчиков Ципилев *.*. исковые требования прокурора признает, указывают, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации Лузского городского поселения будут созданы в срок не более полугода.

Суд, заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, приходит к следующему:

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года (в редакции от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года (в редакции от 19.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.



Пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» установлено, что в здании должен быть, как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается ответчиком, подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации (л.д.30), в здание администрации Лузского городского поселения отсутствует вход, приспособленный для маломобильных групп населения, отсутствует пандус, поручни.

Статьей 33 Устава муниципального образования Лузское городское поселение установлено, что органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, является администрация поселения. Администрация поселения имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности. К компетенции администрации поселения относятся, в том числе, осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности населения, в порядке, установленном Собранием депутатов (л.д. 14-15).

К исключительной компетенции Собрания депутатов статья 23 Устава муниципального образования Лузское городское поселение относит утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (л.д.12).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 27)здание городской администрации, расположенное в <адрес>, является собственностью Лузского городского поселения Лузского района Кировской области.

Из заключения архитектора Лузского района Кировской области И. (л.д. 36) следует, что возможность оборудования входа в вышеуказанное здание стационарным пандусом и поручнями имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что иск заявлен правомерно, поскольку доступ маломобильных групп населения в здание, расположенное в <адрес>, являющееся объектом социальной инфраструктуры, ограничен, лестница перед входом не оборудована пандусом и поручнями.

Права и законные интересы инвалидов, использующих кресла-коляски, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры нарушены, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.

Шестимесячный срок для исполнения настоящего решения со дня вступления его в законную силу суд признает разумным и достаточным.

Исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает Решение по заявленным прокурором требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Лузского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное в <адрес>, для чего в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего решения оборудовать лестницу перед входом в вышеуказанное здание городской администрации пандусом и поручнями с соблюдением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области.

Председательствующий судья *.*. Смирнова