Арбитражная практика

Об удовлетворении требований заявителя. Решение от 13 сентября 2011 года № . Республика Ингушетия.

Назрановский районный суд Республики Ингушетия

в лице председательствующего судьи Евлоева *.*. ,

при секретаре Дарбазановой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению ФИО1 и ФИО2 на действия ОФМС России по РИ,

Установил:

Заявители обратились с указанным требованием в суд, ссылаясь на то Ф.И.О. безопасности они были вынуждены покинуть место своего постоянного проживания по адресу: <адрес>. В результате обстрела их дом полностью разрушен. По заявленному ходатайству они были признаны вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. Они каждый раз проходили перерегистрацию статуса вынужденных переселенцев. До истечения очередного срока действия статуса вынужденного переселенца, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, они обратились в ОФМС РФ по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в продлении указанного срока, ссылаясь на получение ими компенсации в размере 135 000 рублей за утраченное жилье в Чеченской Республике. Действительно, компенсацию в размере 135 000 рублей они получили, но ввиду ее незначительности они не смогли приобрести на эту сумму домовладение. Поэтому им пришлось арендовать жилое помещение и ежемесячно платить арендную плату из выделенных им средств. Действия ОФМС России по РИ считают незаконными, поскольку получение компенсации не может рассматриваться как основание для исключения их из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ст. 56 Жилищного кодекса РФ содержит ограниченный перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закон не предусматривает возможность исключения из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по причине получения компенсации за утраченное жилье. Просят признать незаконными действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в продлении им статуса вынужденного переселенца и обязать ОФМС России по РИ продлить им статус вынужденного переселенца.

В судебном заседании заявители ФИО1 и ФИО4 поддержали требования, изложенные в заявлении, и дополнительно просили восстановить их в сводном списке на получение жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 по РИ ФИО6 требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований заявителей, поскольку им была выплачена компенсация в размере 135000 рублей за утраченное жилье в Чеченской Республике.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела копий удостоверений вынужденных переселенцев, ФИО4 и ФИО1 являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики 9л.д.9-12).



Заявителями в 1998 году действительно была получена компенсация за утраченное жилье и имущество, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» в размере 135000 рублей, что не опровергается заявителями. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для лишения их статуса вынужденного переселенца, что влечет за собой исключение их из списка по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Поэтому не возникает и оснований для снятия их с учета на улучшение жилищных условий. Более того, Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 19 Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного вышеназванным Постановлением Правительства РФ, признан незаконным и недействующим. Этот пункт Порядка допускал возможность снятия граждан со списка по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с получением компенсации за утраченное жилье.

Доводы ФИО3 по РИ о том, что заявители исключены из базы данных вынужденных переселенцев по причине выплаты им компенсации за утраченное в Чеченской Республике жилье и имущество в размере 135000 рублей суд находит необоснованными, поскольку получение заявителями указанной компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к лишению статуса вынужденных переселенцев и снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы выплаченная сумма соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, либо восстановить свое прежнее жилье.

Об обоснованности доводов заявителей свидетельствует также вступившее в законную силу Решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000-1224, указавшего, что размер компенсации за утраченное жилье, предусмотренный упомянутым Порядком, не предполагал полного возмещения его стоимости, и, следовательно, вынужденные переселенцы были лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.

Установленные права на компенсационные выплаты являются дополнительной защитой прав граждан Российской Федерации на получение социальной защиты и не предусматривают возмещения утраченного жилья и имущества в полном объеме.

Право на социальное обеспечение не лишает гражданина права на защиту своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с гражданским и семейным законодательством.

Доводы заявителей о том, что они необоснованно исключены из базы данных вынужденных переселенцев, суд находит обоснованными, поскольку сумма полученной заявителями компенсации была недостаточной для решения ими вопроса жилищного обустройства

При указанных обстоятельствах действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении заявителей, суд считает незаконными, а требования заявителей - подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд,

Решил:

Обязать ОФМС России по РИ восстановить и продлить на один год со дня вступления в законную силу настоящего решения статус вынужденного переселенца ФИО1 и ФИО2.



Обязать ОФМС России по РИ восстановить ФИО1 и ФИО4 в сводном списке на получение жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий: