Арбитражная практика

По делу по заявлению Погоровой А.Д. и других на неправомерные действия МРУ ФМС России. Решение от 04 июля 2011 года № . Республика Ингушетия.

Назрановский районный суд Республики Ингушетия

в составе:

председательствующего судьи А.Б. Ярыжева,

при секретаре Торшхоевой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. Погорова Акрамата Рамазанов Ф.И.О. Пого Ф.И.О. на неправомерные действия МРУ ФМС России,

Установил:

Погоровы обратились в суд с заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе предоставления господдержки и лишения статуса вынужденного переселенца.

В обоснование заявленных требований заявители указали, что до осетино-ингушского конфликта осени 1992 года они проживали в РСО-Алания, <адрес> и по настоящее время временно проживают на территории РИ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ они подавали заявление до ДД.ММ.ГГГГ на оказание господдержки в виде приобретения жилья за утраченное жилье во время конфликта, и до ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы для рассмотрения вопроса оказания господдержки. При этом, в соответствии с Положением об оказания государственной поддержки, одним из условий для получения государственной поддержки является факт лишения жилья и наличие статуса вынужденного переселенца. Заявители до окончания срока действия статуса вынужденного переселенца обратились с заявлением для перерегистрации. Согласно представленному ответу МРУ ФМС России заявителям отказано как в продлении статуса, так и в оказании господдержки, в связи с тем, что они вошли в состав семьи бывшего, а ныне умершего главы семьи Погорова Рамазана, которому в свою очередь была оказана господдержка в восстановлении жилья по <адрес> в <адрес>, принадлежащее отцу покойного главы семьи. Однако данное обстоятельство, по мнению заявителей, ошибочно и никак не может быть признано законным, т.к. вступившим в законную силу Решением Пригородного районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт владения и пользования заявителями домовладением, расположенным в <адрес>,общей площадью 65, 4 кв.м. В связи с чем, заявители считают действия органа ФМС России незаконными и просят суд признать их таковыми, с возложением обязательства в продлении срока действия статуса и оказании государственной поддержки за утраченное имущество в результате конфликта.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Яндиева Б.Д. поддержала требования по мотивам, изложенным в заявлении и суду пояснила, что из-за тяжелого материального положения и состояния здоровья Погоровой А.Д. (матери) вопросы заявителей ранее решал их представитель по доверенности, который в свою очередь халатно отнесся к интересам заявителей, и длительное время вводил их в заблуждение, говоря им, что скоро будет перечислена компенсация. При личном обращении заявителей в МРУ ФМС России по данному вопросу, им был выдан отказ в продлении статуса и копия отказа об оказании господдержки (ранее получившего их представителем 2008 г.). Несмотря на наличие вступившего в законную силу решения суда, установившего факт владения и проживания заявителей до конфликта по <адрес> орган миграционной службы незаконно отказывает в предоставлении господдержки и продлении статуса. В связи с чем, просила суд обязать МРУ ФМС России продлить всем членам семьи Погоровых срок действия статуса вынужденного переселенца и предоставить государственную поддержку, в виде социальной выплаты на приобретения жилья из расчета 18квадратных метров общей площади на каждого члена семьи с учетом средней стоимости жилья на территории РСО-Алания.

Представитель МРУ ФМС России по доверенности Ильдаров С.Р. заявление не признал и просил суд отказать в его удовлетворении, ввиду того, что Погоровым ранее была оказана господдержка в составе семьи отца Погорова Р.Я.

Заслушав мнение сторон, изучив заявление и материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.



Право подачи гражданином заявления в суд об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего по месту своего жительства предусмотрено ст. 254 ГПК РФ.

Согласно Закону РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

В целях скорейшего решения вопроса обеспечения жильем граждан Российской Федерации, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г. Правительство Российской Федерации 6 марта 1998 г. издало Постановление № 274, которым утвердило Положение об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.

Согласно пп. «б» п. 15 Положения вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта и имевшим на 2 ноября 1992 г. жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 г. от члена семьи, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и покинувшим место прежнего проживания безвозвратно государственная поддержка предоставляется в форме социальной выплаты на приобретение готового или строительство нового жилого помещения. Размер социальной выплаты определяется из расчета 33 квадратных метров на одинокого гражданина, 42 квадратных метров на семью из 2 человек, по 18 квадратных метров на 1 члена семьи из 3 и более человек, а также 10 квадратных метров, предоставляемых дополнительно при наличии члена семьи, имеющего право на дополнительную жилую площадь, но не менее общей площади утраченного жилья.

В соответствии с п. 7 Положения вынужденный переселенец, не подавший до 1 декабря 2006 г. заявление об оказании государственной поддержки либо не представивший до 1 июля 2008 года соответствующие документы, реализует свое право на оказание государственной поддержки в соответствии с законодательством о вынужденных переселенцах.

Пунктом 8 Положения предусмотрен перечень документов, подаваемый в орган ФМС России до 01.07.2010 г. для рассмотрения вопроса предоставления государственной поддержки, а именно копии документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования жилым помещением, выписка из похозяйственной книги или домовой книги, финансовые лицевые счета, договоры купли-продажи, приватизации, дарения, решения судов, справки органов местного самоуправления, сведения о регистрации (прописке) по месту жительства и другие документы).

Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.).

В соответствии с п. 3 Положения право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после 2 ноября 1992 года, от вынужденного переселенца лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

Следовательно, одним из условий оказания государственной поддержки является наличие статуса вынужденного переселенца и факта лишения жилья в результате конфликта.

В силу пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N4530-I “О вынужденных переселенцах“ (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующийгод по заявлению вынужденного переселенца.



Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона.

Из содержания приведенных норм следует, что статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято Решение о его продлении на каждый последующийгод. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только в обязательном порядке подача лицом соответствующего заявления (Административный регламент, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 20 декабря 2007г. N465), но и наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом (прежнем) месте жительства.

Как видно из имеющихся в материалах дела копий удостоверений №№ 7942, 7942-01, 7942-02, 7942-03, заявители являются вынужденными переселенцами, срок действия статуса которых действовал до ДД.ММ.ГГГГ

Факт своевременной подачи семьей Погоровых заявления на оказание государственной поддержки подтверждается копией соответствующего заявления с отметкой о принятии ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Отдела ФМС России по РИ.

Отметками регистрации по месту пребывания (прописками), имеющимися в паспортах заявителей, подтверждается факт проживания Погоровой А.Д. по <адрес> с 1977 г., и ее членов семьи на момент достижения совершеннолетия.

Как усматривается из акта приемки-передачи законченного строительства от ДД.ММ.ГГГГ бывший глава семьи заявителей Погоров Р.Я. принял восстановленное жилье, расположенное в <адрес>, ранее принадлежавшее его родственнику, как наследник.

Согласно копии письма МРУ ФМС России № МС15/20-21220 от ДД.ММ.ГГГГ, Погоровой А.Д. отказано в оказании государственной поддержки, ввиду жилищного обустройства, а именно в связи с тем, что заявители уже вошли в состав умершего отца Погорова Р.Я., получившего восстановленное жилье по наследству от своего родственника.

При этом, в самом письме имеется отметка о получении данного извещения представителем заявителей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суд находит изложенные доводы представителем МРУ ФМС России о пропуске срока для обжалования в порядке ст.256 ГПК РФ – несостоятельными, поскольку не доказывают сам факт своевременного получения заявителями решения государственного органа. Более того, получение заявителями копии отказа от 2008 г. в оказании господдержки вместе с отказом продлить статус от ДД.ММ.ГГГГ1г. не опровергается самим представителем МРУ ФМС России.

Вместе с тем, основанием и для отказа (письмо МРУ ФМС России № МС15/401146 от ДД.ММ.ГГГГ) заявителям в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца явилось аналогичное обстоятельство – жилищное обустройство заявителей.

Однако, данный вывод тероргана ФМС России является ошибочным и опровергается исследованными в ходе судебного заседания письменными доказательствами:

копией справки АМС Чермен РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ об имеющейся записи в похозяйственной книги № лицевого счета № о праве собственности Погоровой А.Д. на домовладение, расположенного по адресу: <адрес> РСО-Алания, <адрес>, на начало конфликта;

справкой АМС Чермен РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что домовладение по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ прин Ф.И.О. после смерти которого было восстановлено и передано по акту родственнику (бывшему главе семьи заявителе Ф.И.О.

Исходя из ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ, а также ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным Постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено, вступившим в законную силу Решением Пригородного районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт владения и пользования Погоровой А.Д. домовладением, расположенным по адресу: <адрес> РСО-Алания, <адрес>, на праве собственности, на момент начала осетино-ингушского конфликта ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, вследствие данного обстоятельства доводы МРУ ФМС России о проживании заявителей на момент конфликта с главой семьи по <адрес>, получившего господдержку за восстановление жилья, не могут быть признаны законными.

Более того, при наличии у заявителей на 01.07.2008 г. полного перечня документов (п.8 Положения), необходимых для рассмотрения вопроса оказания господдержки, орган миграционной службы незаконно отказал семье Погоровых в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и предоставлении государственной поддержки в жилищном обустройстве.

При таких обстоятельствах, суд находит необходимым восстановить нарушенное право заявителей на статус вынужденного переселенца, определенный Законом РФ «О вынужденных переселенцах» и государственную поддержку в порядке предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 274 от 06.03.1998 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Ф.И.О. Погорова Акрамата Рамазанов Ф.И.О. Погоо Ф.И.О. на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе), удовлетворить.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) продлить срок действия статуса вынужденного переселенца Ф.И.О. Погорову Акрамату Рамазанов Ф.И.О. Пого Ф.И.О. на один год, с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в г. Владикавказе) оказать Ф.И.О. Погорову Акрамату Рамазанов Ф.И.О. Пого Ф.И.О. государственную поддержку, в порядке предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 274 от 06.03.1998 г. и выдать Свидетельство о предоставлении вынужденному переселенцу, лишившемуся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки, в виде социальной выплаты на приобретение готового жилья, согласно пп. «б» п. 15 Положения об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в срок десять дней.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья

Назрановского районного суда: А.Б. Ярыжев