Арбитражная практика

О признании незаконными действий УФК по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах. Определение от 12 августа 2011 года. Республика Адыгея.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

Председательствующего - Мейстер *.*.

судей - Хапачевой *.*. и Сиюхова *.*.

при секретаре: Бурда *.*.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе И.о. руководителя Курашинова *.*. на Решение Шовгеновского районного суда от 08 июля 2011 года, которым постановлено:

жалобу администрации муниципального образования «Шовгеновский район» на действия Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Шовгеновского отделения Управления Федерального казначейства Республики Адыгея в части принятия мер по приостановлению операций по расходованию средств, находящихся на лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике
Адыгея возобновить операции по расходованию средств, находящихся на лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений.

Отказать администрации МО «Шовгеновский район» в признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея в части непринятия мер по возврату исполнительных листов ВС № 006862828; ВС 006862831 взыскателям с разъяснением норм действующего законодательства, за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Бзегежевой *.*., объяснения Жане *.*. – представителя Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы и полагавшего Решение суда подлежащим отмене в части, мнение Джанчатова *.*. – представителя администрации МО «Шовгеновский район», считавшего Решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

Установила:

Администрация МО «Шовгеновский район» в лице главы Хуажева *.*. обратилась в суд с жалобой на действия Шовгеновского отделения Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея. В обоснование указано, что 24 марта 2011 года в Шовгеновское отделение УФК по РА поступили исполнительные листы о взыскании с администрации МО «Шовгеновский район» в пользу *.*. И. и *.*. И. социальных выплат на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей. Определениями Майкопского городского суда от 03 июня 2011 года были даны разъяснения по порядку и способу исполнения решений суда, согласно которым, социальная выплата на приобретение жилья осуществляется путем перечисления суммы выплат в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу жилья. Однако взыскатель, при предъявлении исполнительных листов указали свои личные счета, а не счета продавцов жилья. Администрацией МО «Шовгеновский район» 21 июня 2011 года было направлено письмо в Шовгеновское отделение УФК по РА с приложением определений Майкопского городского суда о разъяснении порядка
и способа исполнения решений и просила возвратить взыскателям исполнительные листы с разъяснением порядка их исполнения. Однако Шовгеновское отделение УФК по Республике Адыгея приостановило операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений, в связи с исполнением требований исполнительных документов.

Считая действия Шовгеновского отделения УФК по РА незаконными, просит признать незаконными действия Шовгеновского отделения УФК по РА в части принятия мер по приостановлению операций по расходованию средств, находящихся на лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений, признать незаконным бездействие Шовгеновского отделения УФК по РА в части непринятия мер по возврату исполнительных листов взыскателям с разъяснением норм действующего законодательства, и обязать Шовгеновское отделение УФК по РА возобновить операции по расходованию средств, находящихся на лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений.

В судебном заседании Джанчатов *.*. – представитель администрации МО «Шовгеновский район» поддержал заявленный требования в полном объеме.

Жане *.*. – представитель УФК по РА требования администрации МО «Шовгеновский район» не признал.

Суд принял изложенное выше Решение.

В кассационной жалобе И.о. руководителя УФК по РА Курашинов *.*. просит Решение суда первой инстанции в части отменить и принять новое, которым в удовлетворении жалобы администрации МО «Шовгеновского района» на действия Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея отказать. В обоснование ссылается на то, что указания суда в решении на то, что орган Федерального казначейства после получения определений суда с разъяснениями способа и порядка исполнения решений суда, не вправе был игнорировать разъяснения судебного акта и приостанавливать операции по расходованию средств на лицевых счетах,
не согласуются с существом представленных определений, так как в них не было указаний о возврате исполнительных документов, а решения, на основании которых были выданы исполнительные документы, не были отменены. Исполнительные документы не были исполнены администрацией МО «Шовгеновский район» ни путем перечисления субсидии, ни путем приобретения жилья, в связи с чем, руководствуясь требованиями п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, Отделением по Шовгеновскому району УФК по РА были приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В уточненной кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея также ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены правила подведомственности и подсудности, установленные ст. 22 и 24 ГПК РФ.

В возражениях на кассационную жалобу глава администрации МО «Шовгеновский район» просит Решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое Решение подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решениями Майкопского городского суда от 24 декабря 2010 года удовлетворены исковые требования *.*. И. и *.*. И. к администрации МО «Шовгеновский район», Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья.

Определениями от 03 июня 2011 года, вступившими в законную силу, Майкопский городской суд разъяснил, что взыскание произвести путем перечисления суммы
выплат в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу жилья.

27 июня 2011 года Шовгеновское отделение УФК по Республике Адыгея на основании исполнительных листов ВС № 006862828 и ВС № 006862831, поступивших от взыскателей, приостановило операции по расходованию на всех лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, что подтверждается уведомлением о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа (л.д. 34).

В соответствии с пунктом 3 статьи 239, пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.

В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных БК РФ, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника ( пункт 3 статьи 242.3 БК РФ).

Поскольку приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является согласно статье 282 БК РФ мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства, она может применяться лишь в случае неисполнения должником
своих обязанностей.

То есть данная мера может быть применена только в случае, если должник, имея соответствующие лимиты бюджетных обязательств, намеренно уклоняется от представления в УФК платежного поручения на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.

Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается представителем УФК по Республике Адыгея, администрация МО «Шовгеновский район» направила в отделение по Шовгеновскому району УФК по Республике Адыгея копии определений суда, разъясняющих способ и порядок исполнения решений, из которых следует, что орган Федерального казначейства не может перечислить денежные средства на лицевой счет взыскателя, указанный в его заявлении, так как взыскание должно производится путем перечисления сумы выплат в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения продавцу жилья. Указанные определения в силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года « 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исходя из изложенного, а также требований Приказа Минфина РФ от 22.09.2008 № 99н (ред. от 10.11.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений», согласно которых орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов возвращает исполнительный документ и поступившие приложения взыскателю без исполнения в связи с невозможностью перечисления средств банком на счет взыскателя по реквизитам, указанным в его заявлении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Отделения по Шовгеновскому району Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея оснований для приостановления операций
по расходованию средств с лицевых счетов администрации МО «Шовгеновский район» и правомерно обязал Управление Федерального казначейство по Республике Адыгея, являющееся правопреемником отделения по Шовгеновскому району УФК по РА, возобновить операции по расходованию средств, находящихся на лицевых счетах администрации МО «Шовгеновский район», включая лицевые счета ее структурных подразделений.

Доводы кассатора о том, что судом первой инстанции нарушены правила подведомственности и подсудности, установленные ст. 22 и 24 ГПК РФ является несостоятельным, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального закона.

Так, согласно положений ст. 254 ГПК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий. При этом, указанная категория гражданских дел подсудна районному суду.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению, поскольку направлены по существу лишь на переоценку тех обстоятельств, которые были установлены судом первой инстанции, и которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции норм материального либо процессуального права, которые привели бы к принятию незаконного решения, не выявлено, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Определила:

Решение Шовгеновского районного суда
от 08 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Мейстер *.*.

судьи: Хапачева *.*. и Сиюхов *.*.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея *.*. Сиюхов