Арбитражная практика

Решение от 26 января 2012 года . Решение от 26 января 2012 года № . Алтайский край.

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего судьи *.*. Шевченко

при секретаре *.*. Каширских

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Майоровой *.*. к Администрации Ленинского района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности в постановке на учет и включении в список лиц из числа детей – сирот для предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья,

Установил:

Истец Майорова *.*. обратилась в суд с иском к Администрации Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности поставить Майорову *.*. на учет в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении среди лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья в трехмесячный срок, а Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи – обязании включить истца в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила требования в части обоснования иска, указав, что состояла на учете в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении, однако жилье по месту постановки на учет в <адрес> ей не предоставлено. Оснований для снятия её с учета не имелось, так как жилье либо субсидия до достижения ею возраста 23лет по окончании обучения не предоставлено.

В обоснование иска также указала, что относится к категории детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Решением <данные изъяты>. Истец воспитывалась в социальных детских учреждениях, а затем обучалась в учреждениях профессионального образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на полном государственном обеспечении. По окончании учебных заведений истец не могла реализовать свое право по постановке на учет в г. Барнауле, поскольку не имела жилья в г. Барнауле и не была осведомлена о своем праве.

При постановлении судебного решения жилая площадь за детьми не была закреплена. Однако на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сохранено право на жилплощадь по адресу: <адрес> <адрес>. Указанное помещение утрачено. Во время пребывания в детском доме последним производились запросы относительно постановки на учет в качестве нуждающейся в жилой площади лица. Из ответов администрации следует, что Майорова *.*. состояла на учете в Администрации <данные изъяты> Дома, где закреплена жилая площадь не существует.

В <данные изъяты> истец обратилась в администрацию Ленинского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ленинского района истцу было отказано в постановке на указанный учет в связи с тем, что ею превышен 23 - летний возраст.



Истец оспаривает Решение администрации Ленинского района, считает, что оно является незаконным по тем основаниям, что отказ противоречит действующему законодательству в области регулирования спорных правоотношений.

При этом полагает, что поскольку состояла на учете, как лицо, нуждающееся в жилье, и обязательства по обеспечению жилым помещением уполномоченными органами на территории Российской Федерации не исполнены, то правило о постановке на учет до исполнения 23 лет, на неё не распространяется.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца – Дружкова *.*. , действующая на основании доверенности, на иске настаивала, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.

Представитель ответчика – Администрации Ленинского района г. Барнаула – Серова *.*. против иска возражала, в обосновании позиции указала, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилом помещении могут быть поставлены на учет до достижения возраста 23-х лет. Истец после окончания обучения с письменным заявлением о постановке на учет в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении, не обращалась. Поэтому отказ в постановке на учет законен и обоснован. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве против иска возражал.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.



В развитие названных конституционных положений Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы приведенной ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

ФЗ N 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличием статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствием закрепленного жилого помещения; окончанием пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончанием службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращением из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста, как следует из преамбулы и статьи 1 упомянутого Закона.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субсидии).

В соответствии с п. 2 Правил, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов РФ).

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие одного из юридических фактов - окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Майорова *.*. находилась в государственных образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> и проживала в общежитии <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>, проживала в общежитии по адресу <адрес>, поскольку относилась к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. л.д. 34 - 37.

По окончании обучения Майорова *.*. до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной на территории <данные изъяты> не значится. На момент разрешения спора по сведениям КАБ УФМС РФ по Алтайскому краю Майорова *.*. зарегистрирована у знакомых в г. Барнауле по адресу: <адрес>

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги. л.д. 29.

Основания внесения в паспорт регистрационного штампа <данные изъяты> о регистрации истца ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> документально не подтверждены, в связи с чем, суд принимает во внимание пояснения представителя Майоровой *.*. о том, что штамп был проставлен для трудоустройства на работу по договоренности.

Суд не соглашается с доводами ответчика, что Майорова *.*. не состояла на учете в качестве лица, имеющего статус сироты, нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что Майорова *.*. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Отец М. лишен родительских прав, мать – Г. – ограничена в родительских правах Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Дети, в том числе, Майорова *.*. переданы для дальнейшего воспитания органам опеки и попечительства. Л.д. 5, 7, 22.

На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сохранено право на жилплощадь по адресу: <адрес> Указанное помещение утрачено. Майорова *.*. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по <данные изъяты>, что подтверждается сведениями администрации, в том числе, о движении очереди с № на №. (л.д. 23, 105, 106, 134 - 137).

Кроме того, данное обстоятельство подтверждается ответом <данные изъяты>, указавшим, что справки выдавались на основании данных регистрационного учета детей - сирот согласно ФЗ № 159 –ФЗ, в связи с истечением срока хранения документов оригиналы справок не могут быть представлены.

Анализируя содержание запросов детского дома по месту нахождения Майоровой *.*. и содержание справок, содержащих информацию по запросам, суд приходит к выводу, что сведения в справках относятся не к регистрации детей - сирот, а состоянии на очереди на обеспечение жильем. Решений уполномоченного органа о снятии с очереди не принималось, о чем свидетельствуют пояснения допрошенных <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ сотрудников администрации и комитета по образованию, указавших, что Майорова *.*. в числе лиц, имеющих статус сироты и нуждающихся в жилом помещении на учете не состоит, но о решениях и основаниях постановки на соответствующий учет, либо снятии с учета в отношении Майоровой *.*. им неизвестно.

Суд учитывает, что реализация конституционного права гражданина не может быть поставлена в зависимость от действий или бездействий уполномоченных органов и должностных лиц.

Законом не предусмотрена повторная постановка на учет лица, имеющего статус сироты и лица, нуждающегося в жилом помещении после окончания обучения. Таким образом, Майорова *.*. состояла на учете в статусе сироты, нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма или субсидии на приобретение такого помещения.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Майоровой *.*. , состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, с момента окончания обучения в ДД.ММ.ГГГГ Обязательства уполномоченными органами по обеспечению Майоровой *.*. не исполнены, а поскольку лицо состояло на соответствующем учете, достижение истцом возраста 23 лет на момент подачи заявления не является препятствием для реализации законных прав.

Суд также учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О “По жалобе Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав п. 2. 2 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации“ (п.2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ регулируют те же отношения, что и п. 2 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

В соответствии с п.п. 3.3, 4.3. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Майорова *.*. , имела статус сироты, состояла на учете как нуждающаяся в жилом помещении до исполнения 23-х лет, окончила обучение, то есть, имеется совокупность оснований для постановки на учет и обеспечение жильем вне очереди. При таких обстоятельствах отказ Администрации Ленинского района г. Барнаула в постановке истца на учет в связи достижением 23 - летнего возраста, не может быть признан законным.

Соответственно, ответчик - Администрация Ленинского района г. Барнаула обязана поставить Майорову *.*. на учет по месту жительства в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении среди лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья, а ответчик - Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи – включить истца в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья.

Поскольку иных оснований иска не заявлено, суд рассматривает иск в пределах заявленных требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Требование к Администрации Ленинского района г. Барнаула о постановке истца на учет в трехмесячный срок удовлетворению не подлежит, так как не основано на вышеприведенном законодательстве, такого срока не содержащем.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в части.

Остальные доводы сторон правового значения не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Иск удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным Решение Администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет по месту жительства лица, нуждающегося в жилом помещении среди лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию Ленинского района г. Барнаула поставить Майорову *.*. на учет в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство и приобретении жилья, согласно норме, установленной по г. Барнаулу.

Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Майорову *.*. в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья: *.*. Шевченко.