Арбитражная практика

О признании действий незаконными. Решение от 14 декабря 2011 года № 2-3254/11. Алтайский край.

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Панкратова *.*. ,

при секретаре Кузнецовой *.*. ,

с участием прокурора Мищенко *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Субботиной *.*. к ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления,

Установил:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Субботиной *.*. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению ей 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула рассчитать Субботиной *.*. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула произвести Субботиной *.*. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м с момента подачи искового заявления в суд.

Исковые требования мотивированы тем, что Субботина *.*. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула. Как следует из представленной квитанции, общая площадь жилого помещения истца составляет <данные изъяты> кв.м., а расчет льготы произведен на 21,00 кв.м., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что является нарушением прав льготополучателя.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Мищенко *.*. уточнила исковые требования в части общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м, так как при подаче искового заявления ошибочно была учтена площадь балкона. Кроме того просит произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление исходя из площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м., пояснив, что в квартире кроме истца проживает ФИО который пользуется льготами по оплате за отопление, исходя из <данные изъяты> кв.м. как <данные изъяты>. Прокурор просит произвести перерасчет с даты обращения в суд – 21 ноября 2011 года.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова *.*. против удовлетворения заявленных исковых требованиях возражала.



Истец Субботина *.*. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием, или о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил.

Представитель третьего лица ООО «Вычислительный центр ЖКХ», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием, или о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Субботина *.*. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством № Также установлено, что Субботина *.*. является собственником <данные изъяты> в праве собственности на <адрес> Другими сособственниками данной квартиры по <данные изъяты> являются ФИО2, ФИО1, ФИО, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из выписки из домовой книги, Субботина *.*. зарегистрирована и проживает в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме истца, в квартире зарегистрирован и проживает ФИО с ДД.ММ.ГГГГ.

Общая площадь квартиры <данные изъяты> составляет <данные изъяты> кв.м.

Решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ Субботиной *.*. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ а ФИО назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ как <данные изъяты> на льготную площадь <данные изъяты> кв.м.

Исходя из предоставленной Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула информации, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере 21 кв.м исходя из социальной нормы площади жилья.



Исходя из этого размера площади производится расчет денежной компенсации по оплате услуг по отоплению.

Согласно ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона).

В соответствии с Постановлением Администрации г.Барнаула от 26.01.2010 года №290 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг», единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв.м. Расчет платы за отопление производится исходя из площади либо объема отапливаемого помещения, и не зависит от количества членов семьи. В связи с чем расходы энергоснабжающих организаций на поддержание определенной температуры в жилых помещениях также не зависят от количества проживающих.

В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил Решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства лъготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также Решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил).

Таким образом, при расчете платежа за отопление должен применяться действующий в настоящее время Порядок предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Пункт 15 Порядка устанавливает, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В приложении №2 закреплено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:, где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Таким образом, платеж по отоплению рассчитывается из общей площади жилого помещения, при этом законодательно право на получение льготы по отоплению не ограничено размером социальной площади жилья.

Согласно п. 15 указанных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

При этом именно организация-поставщик услуг несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации (п.37).

Вместе с тем, орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил).

И орган социальной защиты, в свою очередь, несет ответственность за достоверность предоставляемых отчетов (пункты 38 Правил).

В соответствии с пунктом 27 Правил, между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому г.Барнаула и ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула заключено соглашение об информационном обмене №98 от 01.01.2011 года, согласно пункту 2.1.1. которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению в электронном виде.

Поставщик, в силу пункта 2.2.1 Соглашения, обязуется в срок до 12-го числа предоставлять Управлению сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.

Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация – поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22, 23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, сведения о площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначаются Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

Данный вывод можно сделать и из содержания пункта 2.1.2 Соглашения, согласно которого на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула лежит обязанность направлять поставщику дополнительный список льготополучаталей на бумажном носителе в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств, влияющих на право получения компенсации, а также влекущих изменение размеров денежных эквивалентов.

Из содержания данного Соглашения следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Вместе с тем, расчет денежного эквивалента производится самой организацией-поставщиком услуг, которая в полном объеме располагает сведениями об общей площади жилого помещения льготополучателя.

С учетом изложенного, признавая необходимость исчисления и выплаты льготы по отоплению с учетом общей площади жилого помещения, суд возлагает обязанность на ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула устранить нарушения прав льготополучателя Субботиной *.*. по расчету и выплате ей компенсации по оплате отопления, определенной из социальной площади жилья.

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. без учета площади квартиры на которую распространяется льгота ФИО, как <данные изъяты>, начиная с 21 ноября 2011 года.

На Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула подлежит возложить обязанность произвести Субботиной *.*. назначение 50% льготы за отопление исходя из площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. без учета площади квартиры на которую распространяется льгота ФИО, как <данные изъяты>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пункты 33.34 Правил)

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии с Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Решил:

Иск прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Субботиной *.*. удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по расчету и назначению Субботиной *.*. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Возложить на ООО «Дирекция единого заказчика №2» Ленинского района г.Барнаула обязанность рассчитать Субботиной *.*. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м с 21 ноября 2011 года.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность произвести Субботиной *.*. назначение 50% льготы за отопление исходя из площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. с 21 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья *.*. Панкратов

Мотивированное Решение изготовлено 19 декабря 2011 года.