Арбитражная практика

Постановление от 30 января 2006 года № А42-6297/2005. По делу А42-6297/2005. Российская Федерация.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

Постановление

г. Санкт-Петербург

30 января 2006 года

Дело №А42-6297/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего *.*. Петренко



судей *.*. Протас, *.*. Шульги

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи *.*. Аль Марашдех

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11274/2005) Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 октября 2005 года по делу № А42-6297/2005 (судья *.*. Беляева),

по иску Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования

к Администрации ЗАТО г. Снежногорск Мурманской области

о взыскании 43 375 рублей

при участии:

от истца (заявителя, взыскателя): не явились (уведомлены)

от ответчика (должника): не явились (уведомлены)

Установил:



Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Администрации Закрытого административно-территориального образования г. Снежногорск Мурманской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 43 300 рублей и пени в размере 75 рублей, а всего – 43 375 рублей.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец уточнил исковые требования, в связи с увеличением периода начисления пеней по 30.06.2005 года и просил взыскать с Администрации 46 711 рублей, в том числе страховые взносы – 43 300 рублей, пени – 3 471 рублей.

Решением суда от 17 октября 2005 года заявленное исковые требование удовлетворено частично и с Администрации взысканы пени в сумме 203 рубля 06 копеек за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Фонд просит отменить Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять по делу новое Решение о взыскании с Администрации указанных сумм недоимки и пени. По мнению подателя жалобы, Решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, суд Установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Кольским филиалом Фонда проведена выездная проверка Администрации по вопросам своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года. В ходе проверки установлено, что в соответствии с утвержденным бюджетом Администрации на 2004 год сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения составил 10 037 000 рублей. Сумма страховых взносов, необходимая для обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи, в части Территориальной программы обязательного медицинского страхования, для Администрации составила за указанный период 10 080 300 рублей.

Перечислено плательщиком на счет Фонда отдельными платежными поручениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по состоянию на 01.01.2005 года – 10 037 000 рублей. Сумма задолженности Администрации по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения образовалась, по мнению истца в результате неперечисления страховых взносов в полном объеме, обеспечивающем Территориальную программу обязательного медицинского страхования, и составила на указанный период – 1 243 300 рублей. На указанную задолженность начислены пени на общую сумму 75 рублей.

По результатам проверки было принято Решение № 4 от 22.03.2005 года о взыскании с Администрации недоимки по страховым взносам и пени в десятидневный срок с момента получения требования.

В связи с неисполнением Администрацией в добровольном порядке требования об уплате недоимки и пени, Фонд обратился с арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении части заявленных требований, посчитал, что за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года суммы страховых взносов, утвержденных в бюджете на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 10 037 000 рублей перечислены Администрацией в полном объеме, в связи с чем недоимка у Администрации отсутствует.

Вместе с тем, в связи с имевшим место несвоевременным перечислением части страховых взносов, суд удовлетворил заявленное требование в части взыскания с ответчика пени в сумме 203 рубля 06 копеек.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.09.91 № 1499-1 (далее Закон №1499-1) Администрация является плательщиком страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население. Согласно статье 17 этого Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах.

Медицинское страхование осуществляется посредством заключения договора, между субъектами медицинского страхования (статья 4 Закона №1499-1). Статьей 9 Закона №1499-1 предусмотрена обязанность внесения страхователем страховых взносов в порядке, установленном данным Законом и договором медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) к компетенции органов местного самоуправления относится формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.

В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 “Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи“.

На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 “О мерах по выполнению Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР“ органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Предусматриваемые такими программами объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В соответствии с Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО “О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области“ финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе “Здравоохранение“ функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.

В силу приведенных норм органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неработающего населения.

Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.

Исходя из изложенного следует, что размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащих уплате, предусматривается в соответствующих бюджетах и не может превышать эту сумму.

Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что в 2004 году в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетом Муниципального образования г. Снежногорск общая сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению, составила 10 037 000 рублей, фактически Администрацией перечислена сумма 10 037 000 руб.

Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Администрация не имеет задолженности по страховым взносам за 2004 год, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания недоимки.

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что начисление Фондом страховых взносов, исходя из стоимости Территориальной программы обязательного медицинского страхования, не основано на Законе №1499-1.

В соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ № 4543-1, (пункты 3, 5, 7) и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Совета Министерства Правительства РФ от 11.10.93 № 1018 (пункты 13, 20) платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

С учетом названных положений судом обоснованно установлен факт имеющейся просрочки платежей по страховым взносам и обоснованно начислены пени в сумме 203 рубля 06 копеек.

Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 октября 2005 года принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.10.2005 по делу № А42-6297/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Петренко

Судьи

Протас

Шульга