Арбитражная практика

Решение от 28 ноября 2011 года № А10-3735/2011. По делу А10-3735/2011. Республика Бурятия.

Решение

г. Улан-Удэ

28 ноября 2011 года Дело №А10-3735/2011

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2011 года.

В полном объеме Решение изготовлено 28 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Гиргушкиной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о привлечении индивидуального предпринима Ф.И.О. (ОГРН 304032330800056, ИНН 032500473671) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: Шамбеева Н.А., представитель по доверенности №63 от 30.06.2011;

от ответчика: не явился, извещен (заказное письмо №850231 от 02.11.2011 вручено 07.11.2011),

Установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ) обратилось с заявлением о привлечении индивидуального предпринима Ф.И.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявления указано, что арбитражный управляющий Цыбенов Б.Б. при проведении процедуры конкурсного производства должника ООО «Сударушка» в нарушение пункта 1 статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не исполнил обязанность по закрытию счетов должника, открытых в кредитных организациях, известных на момент открытия конкурсного производства, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Цыбенов Б.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направил.

Согласно части 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее исковое заявление по имеющимся доказательствам без представления Цыбеновым Б.Б. отзыва на заявление, а также в отсутствие представителя ответчика в порядке статей 131, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебные извещения направлялись по юридическому адресу ответчика – г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 2 - 42, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Определение о принятии заявления к производству получено ответчиком 12.10.2011, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.109), которое опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» 08.10.2011. Заказное письмо с определением о назначении дела к судебному разбирательству получено 07.11.2011, которое опубликовано 02.11.2011.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.09.2010 по делу №А10-5052/2009 должник – ООО «Сударушка» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Цыбенов Б.Б.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является арбитражный управляющий, не исполняющий обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно сведениям из реестра арбитражных управляющих Цыбенов Б.Б. является членом некоммерческого партнерства «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» и включен в реестр арбитражных управляющих – членов НП «МСО ПАУ» (запись №5406).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

29.09.2011 должностным лицом Управления Росреестра по Республике Бурятия по факту ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим Цыбеновым Б.Б. обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росреестра по РБ обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу пункта 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 3 статьи 14.13 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.12.2008 №432, входят:

руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его заместители;

руководитель структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, его заместители, начальники отделов и их заместители, другие должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в пределах своей компетенции,

руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители;

начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и их заместители, другие должностные лица территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в пределах своей компетенции.

Вышеуказанные должностные лица в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 14.13.

Протокол об административном правонарушении от 29.09.2011 №00380411 составлен ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по РБ Максимовым Е.В. в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.

Уведомлением от 24.08.2011 о вызове для составления протокола об административном правонарушении Управление Росреестра по РБ сообщило Цыбенову Б.Б. о составлении 29.09.2011 в 14 часов 00 минут протокола об административном правонарушении, которое получено последним 26.08.2011, что подтверждается почтовым уведомлением.

Судом проверено соблюдение процессуальных требований при привлечении ответчика к административной ответственности, нарушений не выявлено.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

С объективной стороны данное административное правонарушение характеризуется деянием (действием, бездействием) и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, предусмотренных законодательством о банкротстве.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу пункта 1 статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной Ф.И.О. счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, за исключением счетов, открытых для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, и специальных брокерских счетов профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Остатки денежных средств должника с указанных счетов дол Ф.И.О. счет должника.

Как следует из материалов дела, в кредитных организациях у должника ООО «Сударушка» в период проведения процедуры конкурсного производства имелись следующие расчетные счета:

расчетный счет № 407028100597000000206 в филиале ОАО «Россельхозбанк» в г.Улан-Удэ, открыт - 10.10.2006, закрыт - 03.06.20011;

расчетный счет № 40702810000030003156 в филиале ОАО «Русь-банк» в г. Улан-Удэ, открыт - 11.02.2011, закрыт - 02.06.2011;

расчетный счет № 40702810982000000143 в Улан-Удэнском филиале ОАО АКБ «Росбанк», открыт - 15.02.2011, закрыт - 03.06.20011;

расчетный счет № 40702810000710001418 в филиале ЗАО «ВТБ 24» г. Улан-Удэ, открыт - 08.11.2007, в настоящее время расчетный счет не закрыт.

Расчетный счет №40702810000030003156 открыт 11.02.2011, расчетный счет №40702810982000000143 открыт 15.02.2011. Таким образом, указанные расчетные счета открыты Цыбеновым Б.Б.

Кроме того, Цыбенову Б.Б. на момент открытия указанных выше расчетных счетов было известно, что у должника ООО «Сударушка» имелось еще два расчетных счета: №407028100597000000206 и №40702810000710001418.

Таким образом, при наличии у должника ООО «Сударушка» двух расчетных счетов №40702810000710001418 и № 407028100597000000206 в банковских учреждениях, конкурсным управляющим Цыбеновым Б.Б. открыты дополнительно два расчетных счета №40702810000030003156 и № 40702810982000000143.

Согласно отчету конкурсного управляющего Цыбенова Б.Б. об использовании денежных средств должника, имеющемуся в материалах дела №А10-5052/2009 основным счетом должника избран расчетный счет № 40702810982000000143.

Конкурсный управляющий Цыбенов Б.Б. в период времени с 28.09.2010 по 27.06.2011, зная о наличии у должника ООО «Сударушка» расчетного счета № 40702810000710001418, открытого в филиале ЗАО «ВТБ 24», не принял мер к закрытию.

Кроме того, конкурсный управляющий Цыбенов Б.Б. в период времени с 11.02.2011 по 02.06.2011, зная о наличии у должника расчетного счета №40702810000030003156, открытого им в филиале ОАО «Русь-банк», предпринял меры к закрытию расчетного счета только 02.06.2011.

Статья 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не называет конкретных сроков закрытия конкурсным управляющим расчетных счетов должника в банке или иной кредитной организации. Между тем, учитывая требования пункта 6 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан принять меры по закрытию счетов должника в разумные сроки с даты своего утверждения и получения информации о наличии счетов.

Между тем, материалами дела, в том числе ответом Банком ВТБ 24 (ЗАО) №51029 от 10.11.2011, подтверждено, что расчетный счет № 40702810000710001418 до сих пор не закрыт и является действующим.

Тем самым, Цыбенов Б.Б. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Факт ненадлежащего исполнения Цыбеновым Б.Б. обязанностей по закрытию счетов должника также установлен определением от 10.08.2011 по делу №А10-5052/2009, принятым по результатам рассмотрения жалобы уполномоченного органа.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 № 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.

Противоправность поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, оценивается с точки зрения нарушения установленных правил. При этом имеются в виду характер самого деяния, способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный общественный опасный результат.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.

Материалами настоящего дела, подтвержден факт нарушения конкурсным управляющим Цыбеновым Б.Б. требований статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Протокол об административном правонарушении от 29.09.2011 №00380411, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Учитывая характер совершенного правонарушения, исходя из принципа соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным взыскать с ответчика штраф в пределах санкции, установленный частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд исследовал вопрос о возможности применения малозначительности правонарушения, вменяемого в вину арбитражному управляющему Цыбенову Б.Б.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В рассматриваемом случае с учетом представленных Управлением Росреестра по РБ доказательств суд считает, что признаки исключительности отсутствуют, следовательно, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд в течение трех суток направляет судебный акт с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель после получения судебного акта для принудительного исполнения составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях своевременного исполнения судебного акта о наложении административного штрафа лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить в суд документ, подтверждающий уплату административного штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Требования заявителя удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринима Ф.И.О. 01.06.1972 г.р., место Ф.И.О. государственный регистрационный номер записи 304032330800056, проживающего по адресу: 670031, г. Улан-Удэ, ул.Солнечная, 2 - 42, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 2 500 рублей.

Перечислять административный штраф необходимо по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Республике Бурятия,

банк получателя: ГРКЦ НБ РБ г. Улан-Удэ,

Расчетный счет 40101810600000010002

ИНН 0326023500 БИК 048142001

Код ОКАТО: (г.Улан-Удэ) 81401000000

КПП 032601001

КБК: 32111690040040000140 (административный штраф).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти рабочих дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд, принявший Решение.

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Судья Н.А. Гиргушкина