Арбитражная практика

Решение от 15 ноября 2011 года № А32-17044/2011. По делу А32-17044/2011. Краснодарский край.

Решение

г. Краснодар Дело № А32-17044/2011

15 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2011.

Решение изготовлено в полном объеме 15.11.2011.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бутченко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, г. Краснодар,

к обществу с ограниченной ответственностью «Модуль-Инвест» (ИНН 2312158290), г. Краснодар,

о приостановлении на 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществления деятельности общества с ограниченной ответственностью «Модуль-Инвест», связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а именно «25-этажный жилой дом литер «1» по ул. Митрофана седина, 131, в г. Краснодаре»,

при участии представителей:

от заявителя: Микуцкий Д.В. (доверенность от 03.08.2011 № 83-17/11-06-05),

Михайлюта С.В. (доверенность от 28.01.2011 № 83-1/11-06-05);

от заинтересованного лица: Попова А.А.(доверенность от 02.08.2011),

Таки Н.Д. (доверенность от 02.11.2011),

Хаджимов Д.М. (доверенность от 25.10.2011),

Установил:



Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Модуль-Инвест» (далее – Общество) о приостановлении на 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществления деятельности общества с ограниченной ответственностью «Модуль-Инвест», связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а именно «25-этажный жилой дом литер «1» по ул. Митрофана седина, 131, в г. Краснодаре».

Представители Управления, настаивали на удовлетворении заявленных требований, по основаниям отраженным в заявлении и дополнении к нему. Считают, что в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон № 214-ФЗ) имеются основания для приостановления деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в связи с превышением застройщиком норматива целевого использования привлеченных денежных средств участников долевого строительства и использование денежных средств по не предусмотренному назначению, а также к застройщику дважды применялись меры воздействия, предусмотренные указанным законом (привлечение к административной ответственности).

Представители Общества, возражали против доводов заявителя; позиция отражена в отзыве. Пояснили, что превышение застройщиком норматива целевого использования привлеченных денежных средств участников долевого строительства и использование денежных средств по не предусмотренному назначению является не подтвержденным, поскольку Управление рассчитало указанный норматив с учетом основных средств застройщика не участвующего в строительстве объекта.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, Установил.

Как следует из материалов дела, ООО «Модуль-Инвест» является застройщиком объекта капитального строительства «25-этажный жилой дом литер «1» по ул. Митрофана седина, 131, в г. Краснодаре» (на основании разрешения на строительство от 25.03.2009 № RU23306000-1140-р, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодара, договора аренды от 21.04.2009 № 21/09 земельного участка № 23:43:0303035:41, общей площадью 6611 кв.м. (зарег. 10.05.2009)), и осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в связи с чем с 3 квартала 2009 года представляет в Управление ежеквартальную отчетность застройщика.

По данным Общества за 3, 4 квартал 2009 года, за 1 – 4 кварталы 2010 года норматив целевого использования привлеченных денежных средств участников долевого строительства составил менее 1.

При анализе представленной обществом отчетности за 3, 4 квартал 2009 года, за 1 – 4 кварталы 2010 года и произведенном расчете Управление установило, что норматив целевого использования средств общества составил: за 3 квартал 2009 года – 2,6493, за 4 квартал 2009 года – 7,1, за 1 квартал 2010 года – 7,9, за 2 квартал 2010 года – 11, 59, за 3 квартал 2010 года – 14,17, за 4 квартал 2010 года – 7,3 против установленного пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 “О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика“ норматива не более 1.

Вместе с тем, Постановлением Управления от 15.02.2011 № 002/1 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания от 07.09.2010 № 83-2122/10-14 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов в части восстановления денежных средств, использованных по нецелевому назначению (статья 18 Закона № 214-ФЗ). Постановлением Управления от 19.10.2010 № 104п/153 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, за представление отчетности за 2 квартал 2010 года, содержащей недостоверные сведения об использовании привлеченных денежных средств участников долевого строительства (подпункт 3 пункта 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ).

Реализуя предоставленное подпунктом 2 и 4 пункта 7 статьи 23 Закона № 214-ФЗ право, Управление обратилась в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства указанного многоквартирного дома, на срок на 6 месяцев.

Принимая Решение, суд исходит из следующего.

Согласно пп. 2 п. 7 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 23 Закона № 214-ФЗ определено, что нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 (далее – Положение), оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика производится по следующим нормативам:

норматив обеспеченности обязательств, определяемый путем деления суммы активов застройщика на сумму обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве;

норматив целевого использования средств, определяемый путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на общую сумму его обязательств, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве;



норматив безубыточности, определяемый как количество лет из расчета 3 последних лет работы застройщика, по итогам которых у застройщика отсутствовали убытки.

В пункте 6 Положения установлено, что застройщик несет ответственность, предусмотренную Законом № 214-ФЗ, за несоблюдение установленных нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности.

Пунктом 1.1 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2006 N 06-137/пз-н (в ред. Приказа ФСФР РФ от 03.12.2009 № 09-52/пз-н) определен порядок расчета перечисленных трех нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика.

В качестве основания заявления о приостановлении деятельности общества Управление указало на несоблюдение застройщиком норматива целевого использования средств за 3, 4 квартал 2009 года, за 1 – 4 кварталы 2010 года.

Между тем, норматив целевого использования средств не указан в качестве возможного основания приостановления деятельности застройщика. Таким основанием, как уже отмечалось, в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 23 Закона № 214-ФЗ может являться несоблюдение застройщиком нормативов финансовой устойчивости его деятельности, оценка которых производится по трем нормативам: нормативу обеспеченности обязательств (не менее 1), нормативу целевого использования привлеченных средств (не более 1); нормативу безубыточности (не менее 1).

Превышение обществом только норматива целевого использования средств не свидетельствует в целом о несоблюдении нормативов финансовой устойчивости его деятельности, поскольку финансовая устойчивость ООО Модуль-Инвест» по нормативу обеспеченности обязательств и нормативу безубыточности Управление не исследовалась. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Оценка финансовой устойчивости только по одному нормативу не может свидетельствовать о возможной реальной угрозе нарушения прав и законных интересов дольщиков.

Следовательно, для предъявления в суд требования о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, контролирующему органу необходимо установить и представить доказательства несоблюдения заинтересованным лицом нормативов финансовой устойчивости по всем трем нормативам оценки, чего в данном случае сделано не было.

По мнению управления, разница итогового значения норматива целевого использования привлеченных денежных средств участников долевого строительства по расчетам общества за указанные периоды состоит в том, что общество при расчете не учитывает значение строки 120 «основные средства» и строки 150 «прочие внеоборотные активы» бухгалтерского баланса. Вместе с тем, с учетом изложенного указанное обстоятельство не может свидетельствовать о несоблюдении обществом нормативов финансовой устойчивости его деятельности в целом, поскольку относится только к одному их трех нормативов.

Согласно пп. 4 п. 7 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.

Общество в течение года дважды привлекалось к административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве и за неисполнение в срок законных предписаний органа, осуществляющего государственный контроль (надзор).

Так, согласно постановлению Управления от 15.02.2011 № 002/1 Общество признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания от 07.09.2010 № 83-2122/10-14 об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов в части восстановления денежных средств, использованных по нецелевому назначению (статья 18 Закона № 214-ФЗ); постановлению Управления от 19.10.2010 № 104п/153 Общество признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, за представление отчетности за 2 квартал 2010 года, содержащей недостоверные сведения об использовании привлеченных денежных средств участников долевого строительства (подпункт 3 пункта 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ). Указанные постановления Управления вступили в законную силу и не оспорены обществом.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения к ответчику положений пп. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 214-ФЗ в виде приостановления на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на срок 6 месяцев деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании пп. 2 и 4 п. 7 ст. 23 Закона № 214-ФЗ.

Закон № 214-ФЗ не содержит требований к срокам применения указанной меры воздействия на деятельность застройщика и критериев его оценки. В ходе судебного разбирательства управление не представило обоснования срока заявленного требования.

Право оценки представленных сторонами доказательств и определения размера санкции с учетом обстоятельств дела, в силу прямого указания ст. 71 АПК РФ, принадлежит суду независимо от того, заявляла ли об этом заинтересованная сторона.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, с целью соблюдения частных и публичных интересов, прав и законных интересов дольщиков (многоквартирный жилой дом планируется к сдаче в 2012 году), в соответствии с задачами, установленными пунктом 1 статьи 1 Закона № 214-ФЗ, считает подлежащим удовлетворению требование Управления в части приостановления осуществления деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, на срок 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленное Управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края удовлетворить частично.

Приостановить на 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществления деятельности общества с ограниченной ответственностью «Модуль-Инвест» (ИНН 2312158290/ОГРН 1092312000450, г. Краснодар, пгт. Пашковский, ул. 1 Мая, 71, 3), связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а именно «25-этажный жилой дом литер «1» по ул. Митрофана Седина, 131, в г. Краснодаре»,

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ю.В. Бутченко