Арбитражная практика

Постановление от 20 февраля 2006 года № А42-6984/2005. По делу А42-6984/2005. Российская Федерация.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

Постановление

г. Санкт-Петербург

20 февраля 2006 года

Дело №А42-6984/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего И.Б. Лопато

судей Г.В. Борисовой, М.А. Шестаковой

при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11870/2005) Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2005 г. по делу № А42-6984/2005 (судья Н.В. Быкова),

по заявлению ОАО “Мурманский траловый флот“

к Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области



о признании недействительным в части решения № 15 от 20.06.2005 г.

при участии:

от заявителя: В.А. Кухнюк, дов. № 23 от -01.03.2005 г.; О.В. Блохина, дов. №21 от 01.03.2005 г.

от ответчика: А.Ю. Обухов, дов. № 01-14-41-07/1689 от 17.03.2005 г.; Н.А. Тищенко, дов. № 01-14-38/1015 от 13.02.2006 г.

Установил:

Открытое акционерное общество «Мурманский траловый флот» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее – Инспекция) от 20.07.2005г. № 15 в части отказа в возмещении 1267472 руб. налога на добавленную стоимость и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем принятия решения о возмещении Обществу 1267472 руб. НДС за декабрь 2004 г.

Решением от 21.10.2005г. требования Общества удовлетворены. В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить Решение в связи с неправильным применением судом норм материального права. Податель жалобы считает, что Обществом неправомерно предъявлены к возмещению налоговые вычеты, не связанные с реализацией на экспорт судов. Также Инспекция полагает, что приказ Общества об учетной политике не позволяет вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, которые непосредственно участвуют в реализации основных средств на экспорт и которые должны быть предъявлены к возмещению в соответствии со статьями 170, 171, 172 НК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить Решение суда без изменения. Общество считает, что представленными документами им подтверждена как правомерность применения нулевой ставки в соответствии со статьей 165 НК РФ, так и размер налоговых вычетов. Порядок ведения раздельного учета определен приказом об учетной политике от 30.12.2002г. № 161, положения которого не противоречат НК РФ. Налоговые вычеты, заявленные в уточненной налоговой декларации за декабрь 2004 года, определены в соответствии с методикой расчета, изложенной в приказе – по удельному весу выручки от реализации продукции, товаров на экспорт в общей сумме выручки от реализации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 25.03.2005г. Обществом представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за декабрь 2004 года, согласно которой заявлено к возмещению из бюджета 1444862 руб. НДС.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации Инспекцией 20.06.2005г. вынесено Решение № 15 «Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Означенным Решением Инспекцией подтверждена правомерность применения нулевой ставки в отношении экспортной выручки в сумме 46793564 руб. и право на возмещение из бюджета 177390 руб. налоговых вычетов, отказано в возмещении 1267472 руб. НДС.

Основанием отказа в возмещении 1267472 руб. НДС послужили выводы проверяющих о том, что Общество неправомерно включило в расчет удельного веса облагаемых и необлагаемых оборотов в общем объеме реализации стоимость судов, реализованных на экспорт в июле и августе 2004 года. По мнению Инспекции, при реализации в отчетном периоде на экспорт основных средств, к вычету может быть отнесен НДС по товарам (работам, услугам), непосредственно связанным с указанной реализацией.

Суд признал Решение Инспекции в обжалуемой части недействительным и апелляционная инстанция считает такое Решение правильным.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно ст. 165 НК РФ при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.



Представленными документами Общество подтвердило правомерность применения ставки 0 процентов при реализации на экспорт рыбопродукции, судового снабжения и судов, и это обстоятельство Инспекция не оспаривает.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, условиями применения вычетов налога на добавленную стоимость по товарам являются: фактическая оплата приобретенных товаров, их оприходование и наличие выписанного поставщиком товаров счета-фактуры, в котором указана сумма налога на добавленную стоимость.

Пунктом 6 статьи 164 НК РФ установлено, что по операциям реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 - 7 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная декларация. На возможность осуществления налоговых вычетов по таким операциям только на основании отдельной декларации указано и в пункте 3 статьи 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ при применении налогоплательщиком при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета сумм “входного“ налога указано в пункте 3 статьи 172 НК РФ, предусматривающем особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.

Правила раздельного учета сумм “входного“ НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета “входного“ НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.

Приказом от 30.12.2002 N 161 с учетом дополнений, внесенных приказом от 30.12.2003г. № 149, налогоплательщик утвердил учетную политику организации на 2004 год. Пунктом 9.1 приказа от 30.12.2002г. предусмотрено, что учет сумм «входного НДС Обществом велся в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 170 НК РФ. – пропорционально удельному весу стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) и не являются объектами налогообложения, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. В общую стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) включается выручка от реализации, учтенная на балансовом счете 90 «Продажи» и поступления от продажи основных средств и иных активов, учтенные на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога только по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций. Особенности ведения раздельного учета применительно к операциям по реализациям основных средств отдельно от реализации иных товаров (работ, услуг) и нематериальных активов НК РФ не установлены.

Таким образом, расчет долей НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок, произведенный Обществом в спорный налоговый период, не противоречит утвержденной налогоплательщиком учетной политике и НК РФ, в силу чего является правильным.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного ссуда Мурманской области от 21.10.2005 г. по делу № А42-6984/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Лопато

Судьи

Борисова

Шестакова