Арбитражная практика

Решение от 25 ноября 2011 года № А33-15470/2011. По делу А33-15470/2011. Красноярский край.

Решение 25 ноября 2011 года

Дело № А33-15470/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

В полном объеме Решение изготовлено 25 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс»

к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

об оспаривании постановления от 05.09.2011 № 355-ж/11

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Карнауховой В.М. на основании доверенности № 5 от 06.05.2011,

от ответчика: Нуреддиновой Я.Г. на основании доверенности № 11 от 08.02.2011,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.В. Киселевич,

Установил:

открытое акционерное общество «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об оспаривании постановления от 05.09.2011 № 355-ж/11.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.



Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

23.08.2011 государственным инспектором отдела ГЖК Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Е.Н. Лободой, на основании приказа заместителя руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края начальника отдела государственного жилищного кон Ф.И.О. от 15.08.2011 № 317-ГЖК, в присутствии представителя ОАО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» - начальника ПТО Ф.И.О. действующей на основании доверенности от 23.11.10 № 14, проведена плановая проверка соответствия технического состояния жилищного фонда, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Нагорная, 6.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения: п. 10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491, а именно, не обеспечено надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома № 6 по ул. Нагорная в г. Дивногорске Красноярского края: из-за негерметичности трубопроводов системы канализации имеются утечки воды в подвальном помещении, что установлено на месте и зафиксировано актом проверки от 23.08.11 № 1646/6.

В связи с наличием на момент проверки указанных нарушений в отношении ООО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» возбуждено административное производство по статье 7.22 КоАП РФ.25.08.2011 государственным инспектором отдела ГЖК Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Лободой Е.Н. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях ООО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

05.09.2011 временно замещающий должность заместителя руководителя Службы – начальник отдела ГЖК Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Андреев А.В. в отношении ООО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» вынес Постановление № 355-ж/11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель, не согласившись с Постановлением по делу об административном правонарушении постановления от 05.09.2011 № 355-ж/11, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

В силу части 1 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, в статье 7.22 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 № 1086 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

В соответствии с Положением «О службе строительного надзора и жилищного контроля администрации г. Красноярска», утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 20.03.2007 № 93-п, Служба строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный строительный надзор, государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также государственной жилищной инспекцией Красноярского края, осуществляющей государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Совета администрации края, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Советом администрации края о передаче осуществления части полномочий, нормативных правовых актов департамента строительства и архитектуры администрации Красноярского края и департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края.

Следовательно, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесшее Постановление по делу об административном правонарушении обладало всеми необходимыми полномочиями для совершения указанных действий.



Предусмотренные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку привлечения заявителя к ответственности административным органом соблюдены.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является, в том числе нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются установленные государством правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда».

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса, являются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

Согласно пункту 10 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Согласно подпунктам “г“ и “з“ пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

Нормативно-правовым документом в области эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации также являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).

Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с требованиями пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе и обеспечение эксплуатации жилищного фонда.

Согласно пункту 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:

проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;

устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;

устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;

предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;

обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;

изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;

контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;

инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.

В соответствии с главой 2 Устава ОАО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс», общество осуществляет управление жилищно-коммунальным комплексом с соблюдением в полном объеме всех требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и иным действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 договора управления многоквартирным домом от 01.01.07, предметом договора является, в частности, оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 6 по ул. Нагорная в г. Дивногорске.

Как следует из содержания статей 2.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения, субъективной стороны правонарушения.

Суд полагает, что административным органом не доказано наличие состава административного правонарушения, а именно, не доказана вина ОАО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу Постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что административным органом не установлено, что заявителем предприняты недостаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки установлена негерметичность соединений трубопроводов системы канализации в подвальном помещении дома № 6 по ул. Нагорная г. Дивногорска (акт проверки № 1646/9 от 23.08.2011).

Установленная проточка не является к аварийной ситуацией, немедленного устранения не требует.

Согласно договору № 118-11 на содержание общего имущества многоквартирного дома от 01.05.2011, заключенному между ОАО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс» (заказчик) и ООО «Дом» (подрядчик), заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение перечня услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов, санитарному содержанию мест общего пользования и придомовой территории, в том числе по содержанию общего имущества многоквартирного дома № 6 по ул. Нагорная г. Дивногорска.

Согласно приложению № 3-1 к договору № 118-11 от 01.05.2011 планово-предупредительный ремонт в жилых помещениях: устранение незначительных неисправностей в системах водоснабжения и водоотведения (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, прочистка канализационных стояков от жировых отложений, регулировка смывных бочков, временная заделка свищей на трубопроводах в стояках, смена и ревизия запорной арматуры), устранение засоров (трубопроводов ГВС, ХВС) выполняется 1 раз в год.

Графиком профилактических осмотров инженерных систем многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Дом» от 29.04.2011 предусмотрено, что по дому № 6 ул. Нагорная г. Дивногорска профилактический осмотр инженерных систем должен быть проведен с 01.08.2011 по 31.08.2011.

На момент проверки срок, предусмотренный графиком от 29.04.2011, не истек.

Исходя из вышеизложенного, административным органом не установлены обстоятельства, свидетельствующие, что обществом не приняты достаточные и необходимые меры для устранения негерметичности соединения трубопроводов, следовательно, не доказан состав административного правонарушения.

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что Постановление по делу об административном правонарушении № 355-ж/11 от 05.09.2011 является незаконным, нарушает права и интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 355-ж/11 от 05.09.2011 по делу об административном правонарушении о привлечении открытого акционерного общества «Дивногорский жилищно-коммунальный ресурс» к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа 40000 руб.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Раздобреева И.А.