Арбитражная практика

Решение от 24 ноября 2011 года № А51-17556/2011. По делу А51-17556/2011. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-17556/2011

24 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 14-21.11.2011 заявление о привлечении к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

поступившие от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю

в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центр геоизысканий»,

в заседании принимали участие: от Управления – представитель Норкина А.Ю. (удостоверение ТО № 047477, по доверенности № 10-54 от 19.10.2011); от Общества – представитель Дрюкова А.А. (по доверенности б/н от 03.08.2011);

протокол судебного заседания вёл секретарь с/з Э.А. Широких,

Установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю (далее по тексту - «заявитель», «административный орган», «Росреестр» или «Управление») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центр геоизысканий» (далее по тексту – «Общество», «лицо, привлекаемое к ответственности») о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – «КоАП РФ»).

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, Росреестр указал, что в результате проведенной в отношении Общества проверки был установлен факт незаконного использования координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана, поскольку разРешение на пользование координатами органами Госгеонадзора Обществу не выдавалось, оплата их использования не производилась, в связи с чем, по мнению представителя Управления, собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Общество по тексту письменного отзыва указало, что у него отсутствовали какие-либо намерения на незаконное использование координат геодезического пункта, указанного в межевом плане, в связи с чем в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Исследовав материалы дела, суд

Установил:



Общество с ограниченной ответственностью «Центр геоизысканий» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2004 ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1042502969915.

Из материалов дела следует, что на основании лицензии от 25.11.2010 № 25-00006Г Обществу предоставлено право на осуществление геодезической деятельности, в том числе: построение и развитие плановых высотных съемочных сетей при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ.

22.09.2011 в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю был сдан межевой план земельного участка (регистрационный номер 2500/101/11-35553), расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Мусоргского, 13; датой составления указанного документа является 25.08.2011. Согласно представленным межевым планам, исполнителем кадастровых работ является ООО «Центр геоизысканий».

В состав кадастровых работ по данным межевым планам входят геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельного участка. При подготовке межевых планов в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Названия и класс геодезической сети указаны на листе 3 пункт 2 межевых планов (исходные геодезические данные). Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений и определения координат точек границ земельных участков.

Установив, что Общество за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы Госгеонадзора не обращалось, разРешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе Госгеонадзора, Росреестр пришёл к выводу о нарушении Обществом лицензионных требований и условий.

По факту выявленных нарушений административным органом 20.10.2011 в отсутствии надлежащим образом извещенного Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 24-13/323, в котором правонарушение, совершенное Обществом, квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены административным органом в Арбитражный суд Приморского края для привлечения Общества к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Часть 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подпункта 42 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – «Закон № 128-ФЗ») осуществление геодезической деятельности требует обязательного наличия лицензии.

Статьей 2 Закона № 128-ФЗ установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

В соответствии с указанным Законом Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006 № 705 утверждено Положение о лицензировании геодезической деятельности. Подпунктом «а» пункта 3 указанного Постановления установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности, является соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее по тексту – «Закон № 209-ФЗ») нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.



Согласно пункту 10.3 Инструкции «О порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93», утвержденной Роскартографией 15.10.1993, обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 05.08.2002 № 114-пр утверждена Инструкция о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда (далее по тексту – «Инструкция № 114-пр»).

Согласно пункту 2.1 Инструкции № 114-пр организации, находящиеся в ведении Федеральной службы геодезии и картографии России и Министерства обороны Российской Федерации и осуществляющие по их поручению ведение фонда (далее – «организации-фондодержатели»), хранят и предоставляют в пользование материалы и данные фонда по закрепленной за ними территории.

Пользователями материалов и данных фонда могут быть все субъекты геодезической и картографической деятельности, определенные действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.3 Инструкции № 114-пр).

Федеральная служба геодезии и картографии России и ее территориальные органы обязаны выдавать субъектам геодезической и картографической деятельности соответствующие сведения о геодезической и картографической изученности местности на участках планируемых работ.

Предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора (пункт 2.5 Инструкции № 114-пр).

Согласно пункту 2.15 Инструкции № 114-пр на основании разрешения организация-фондодержатель, указанная в разрешении, предоставляет материалы (данные) фонда пользователю после предъявления пользователем документа о внесении соответствующей платы.

Плата за пользование материалами и данными фонда, включающая в себя затраты на их создание и хранение, а также плата за услуги взимается в размере, устанавливаемом Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, на хранении в которых находятся материалы и данные фонда (пункт 2.17 Инструкции № 114-пр).

Аналогичные положения о платности использования материалов и данных картографо-геодезических фондов закреплены в пункте 4 статьи 9 Закона № 209-ФЗ.

В настоящее время фондодержателем данных федерального картографо-геодезического фонда является Росреестр.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 209-ФЗ к основным задачам государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью отнесена регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Аналогичные положения закреплены в подпункте 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 № 273 (далее по тексту – «Положение № 273»).

Из изложенного следует, что получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа. Выдача разрешений осуществляется на платной основе. При этом в целях осуществления государственного геодезического надзора проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество при составлении межевого плана № 2500/101/11-35553 использовало знаки геодезической сети, составляющие картографо-геодезический фонд, при этом за получением разрешения на использование координат геодезических пунктов в управление общество не обращалось, разРешение на использование координат не получало, оплату за пользование материалами и данными, а также регистрацию геодезических работ не производило.

Следовательно, вывод административного органа о нарушении Обществом условий лицензирования и о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.

При таких обстоятельствах суд считает доказанными факт правонарушения и вину Общества, выразившуюся в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, данное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих Обществу соблюсти правила и нормы действующих нормативных правовых актов в сфере осуществления геодезической деятельности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также отсутствуют доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Таким образом, факт правонарушения и вина Общества, выразившаяся в небрежности по отношению к своей обязанности по соблюдению разрешительных требований и условий, являются доказанными.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением установленного КоАП РФ порядка. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение, допущенное Обществом, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 30000 до 40000 рублей.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 3.4 КоАП РФ предусматривает, что за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба может быть установлено предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при этом судом установлено, что Общество уже привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, однако допущенное Обществом спорное правонарушение было совершено 25.08.2011, то есть до вступления в законную силу решения суда от 25.07.2011 по делу № А51-10135/2011 (согласно постановлению Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011), в связи с чем не может быть учтено в качестве повторного.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным наложить на ООО «Центр геоизысканий» административное наказание в виде предупреждения. При этом, суд исходит из того, что наказание в виде предупреждения с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Центр геоизысканий», зарегистрированное в качестве юридического лица ИМНС по Ленинскому району г. Владивостока 17.08.2004 за ОГРН 1042502969915, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, д. 52, кв. 168, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья А.А.Фокина